• Архив

    «   Ноябрь 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

Гормоны счастья

Один из желанных образовательных результатов образования - развитый эмоциональный интеллект. Вы, конечно, понимаете, как это работает и формируется! Нет? Тогда начинаем изучать мат.часть вместе.

Н-0: дофамин влияет на формирование умения учиться.

Читаю книгу "Гормоны счастья" Л. Бройнинг про действие дофамина, сератонина, окситоцина и эндорфины. Милый научпоп.
Если коротко, то дофамин отвечает с т.з. эмоций за радость от поиска пути решения и видения реально достижимой в ближайшее время цели, эндорфин за нечувствительность к боли во время неудачи или травмы, окситоцин за доверие группе или отдельной особи, сератонин за комфорт при достижении доминирования в группе (на языке организма это равно праву доступа к пище и другим ресурсам).

Ловлю себя на мысли, что одним из важнейших способов получить дофамин для меня лично является возможность докопаться до самой сути процесса - понять КАК что-либо работает (что для меня часто равно слову понять вообще). В момент, когда я приближаюсь к пониманию и понимаю КАК, в голове происходит волшебный "пынь" и высвобождение дофамина.
Драйв от этого даёт силы искать и двигаться дальше, к новым вопросам и новым открытиям. Драйв закрепляет в нейронной сети моего мозга, что механизм поиска ответов на свои вопросы в книгах (о да, в книгах с их шуршанием страниц и возможностью черкануть на полях карандашом), это позитивный опыт способствующий моему развитию (=дающий шанс на выживание).
Этот дофаминовый драйв, на мой взгляд, ложится в основу познавательной активности и желанию учиться. И может лежать в основе желанного умения учиться. Но об этом отдельно…

Это история не про то, что обучение должно быть эмоционально окрашенным чем то сторонним, не про образы, которые нужно использовать для усиления запоминания. Это история про то, что самостоятельно и точно поставленный вопрос, правильно организованный поиск ответа и его нахождение сами по себе могут вызывать состояние счастья.

Поэтому с раннего детства нужно учить детей задаваться вопросами и не отвечать на них сразу (спасибо Вере Писаненко, которая напоминает об этом), а создавать ситуации самостоятельного или коллективного поиска ответов. Дофамин вырабатывается в момент ОЖИДАНИЯ приближения к цели!

А учитывая, что значительное формирование мозга идёт до 7 лет, этот опыт должен быть у дошкольников.


Поделитесь ссылкой с друзьями: