Проектная и исследовательская деятельность в школе в экспериментальном режиме внедрялась уже более 60 лет назад, но массовый характер приобрела только после утверждения ФГОС нового образца всего несколько лет назад. Проектное обучение, непростое в реализации, имеет существенные преимущества перед классическим подходом по образовательному эффекту. Ключевыми эффектами участия в проектах и исследованиях становятся формирование учебной самостоятельности, самоопределение и профориентация учащегося.
Зачем исследовать и проектировать?
Выполняя индивидуальные и коллективные работы проектного и исследовательского характера учащиеся шаг за шагом продвигаются в сторону самоопределения. Самостоятельно выбирая вопросы и проблемы, подыскивая материалы и информацию, проводя эксперименты и наблюдения ученики развивают способность познавать мир и осмыслять его. Предлагая свои собственные решения проблем через создание проектных продуктов, они учатся ответственному и внимательному отношению к окружающему пространству и обществу, собственной жизненной траектории.
Основные задачи учебной исследовательской и проектной деятельности в школе - развитие способности делать ответственный и обоснованный выбор, передача навыков самостоятельного познания мира и его преобразования в соответствии со своими ценностями, идеями и видением.
В процессе выполнения работ ученик обучается:
-
определять объекты своего интереса, видеть проблемы социального, научного, экологического, творческого характера вокруг себя;
-
задавать интересные и глубокие вопросы;
-
прилагать свои способности для решения доступных проблем;
-
находить достоверную и актуальную информацию по своим интересам, критически осмыслять и сопоставлять полученную информацию;
-
ориентироваться в методах получения собственных новых данных, применяемых в разных науках;
-
воплощать на практике технические и творческие идеи и технологии, описанные другими;
-
превращать свои идеи в тексты, творческие произведения, эксперименты, эскизы, прототипы, модели, готовые технологические продукты;
-
планировать исследования и проекты, оценивать свои возможности и ресурсы;
-
обрабатывать полученные данные и анализировать результаты;
-
обобщать, интерпретировать, делать выводы;
-
организовывать и проводить события, направленные на развитие познавательной, творческой и социальной деятельности;
-
ответственно относиться к своему выбору;
-
уметь рефлексивно, критериально оценивать процесс и результат своего труда и вклада команды, учитывать собственный опыт в дальнейшей деятельности;
Отдельный аспект исследовательской и проектной деятельности учащихся связан с ростом их коммуникативных способностей.
В общении со сверстниками и учителями ученик обучается:
-
формулировать и излагать свою точку зрения, доносить ее до других в прямых сообщениях (доклады, презентации, тексты и др.) или в дискуссии, отстаивать ее или корректировать, принимая аргументацию собеседников;
-
видеть сильные и слабые стороны себя и окружающих, уметь учитывать это в командной работе, грамотно распределяя роли и функции в коллективе;
-
владеть разными стилями и приемами общения, самоконтроля и самовыражения, которые позволят учащемуся в полноте раскрыть свои способности и таланты;
-
уважительно относиться к окружающим людям, их интересам и мнениям;
-
Участвуя в научных и творческих событиях, ученик осваивает основы коммуникативной профессиональной культуры, которая включает умения и способности:
-
общаться с учеными, экспертами, практиками, в т.ч способность обращаться за помощью и принимать помощь с должной благодарностью;
-
корректно пользоваться чужими авторскими материалами;
-
сопоставлять, критически осмысливать и оценивать мнения и суждения других авторов;
-
составлять свое собственное мнение на основе изучения предыстории вопросов, имеющихся фактов и мнений;
-
различать и использовать различные стили устной и письменной коммуникации, принимать различные роли и функции в зависимости от задач;
-
представлять свою точку зрения, доносить ее до других в прямых сообщениях (доклады, презентации, тексты и др.) или в дискуссии, отстаивать ее или корректировать, принимая аргументацию собеседников;