Анна Неслуховская
Дата публикации: 20.11.2017
Тип содержимого: Статья

Проектная и исследовательская деятельность в школе в экспериментальном режиме внедрялась уже более 60 лет назад, но массовый характер приобрела только после утверждения ФГОС нового образца всего несколько лет назад. Проектное обучение, непростое в реализации, имеет существенные преимущества перед классическим подходом по образовательному эффекту. Ключевыми эффектами участия в проектах и исследованиях становятся формирование учебной самостоятельности, самоопределение и профориентация учащегося.

Зачем исследовать и проектировать?

Выполняя индивидуальные и коллективные работы проектного и исследовательского характера учащиеся шаг за шагом продвигаются в сторону самоопределения. Самостоятельно выбирая вопросы и проблемы, подыскивая материалы и информацию, проводя эксперименты и наблюдения ученики развивают способность познавать мир и осмыслять его. Предлагая свои собственные решения проблем через создание проектных продуктов, они учатся ответственному и внимательному отношению к окружающему пространству и обществу, собственной жизненной траектории.

Основные задачи учебной исследовательской и проектной деятельности в школе  - развитие способности делать ответственный и обоснованный выбор, передача навыков самостоятельного познания мира и его преобразования в соответствии со своими ценностями, идеями и видением.

В процессе выполнения работ ученик обучается:

  • определять объекты своего интереса, видеть проблемы социального, научного, экологического, творческого характера вокруг себя;

  • задавать интересные и глубокие вопросы;

  • прилагать свои способности для решения доступных проблем;

  • находить достоверную и актуальную информацию по своим интересам, критически осмыслять и сопоставлять полученную информацию;

  • ориентироваться в методах получения собственных новых данных, применяемых в разных науках;

  • воплощать на практике технические и творческие идеи и технологии, описанные другими;

  • превращать свои идеи в тексты, творческие произведения, эксперименты, эскизы, прототипы, модели, готовые технологические продукты;

  • планировать исследования и проекты, оценивать свои возможности и ресурсы;

  • обрабатывать полученные данные и анализировать результаты;

  • обобщать, интерпретировать, делать выводы;

  • организовывать и проводить события, направленные на развитие познавательной, творческой и социальной деятельности;

  • ответственно относиться к своему выбору;

  • уметь рефлексивно, критериально оценивать процесс и результат своего труда и вклада команды, учитывать собственный опыт в дальнейшей деятельности;

Отдельный аспект исследовательской и проектной деятельности учащихся связан с ростом их коммуникативных способностей.

В общении со сверстниками и учителями ученик обучается:

  • формулировать и излагать свою точку зрения, доносить ее до других в прямых сообщениях (доклады, презентации, тексты и др.) или в дискуссии, отстаивать ее или корректировать, принимая аргументацию собеседников;

  • видеть сильные и слабые стороны себя и окружающих, уметь учитывать это в командной работе, грамотно распределяя роли и функции в коллективе;

  • владеть разными стилями и приемами общения, самоконтроля и самовыражения, которые позволят учащемуся в полноте раскрыть свои способности и таланты;

  • уважительно относиться к окружающим людям, их интересам и мнениям;

  • Участвуя в научных и творческих событиях, ученик осваивает основы коммуникативной профессиональной культуры, которая включает умения и способности:

  • общаться с учеными, экспертами, практиками, в т.ч способность обращаться за помощью и принимать помощь с должной благодарностью;

  • корректно пользоваться чужими авторскими материалами;

  • сопоставлять, критически осмысливать и оценивать мнения и суждения других авторов;

  • составлять свое собственное мнение на основе изучения предыстории вопросов, имеющихся фактов и мнений;

  • различать и использовать различные стили устной и письменной коммуникации, принимать различные роли и функции в зависимости от задач;

  • представлять свою точку зрения, доносить ее до других в прямых сообщениях (доклады, презентации, тексты и др.) или в дискуссии, отстаивать ее или корректировать, принимая аргументацию собеседников;


Поделитесь ссылкой с друзьями: