Анна Неслуховская
Дата публикации:
Тип содержимого: Проектная идея
Развивающий курс по музыкальной импровизации, сочинительству, математике, музыкальной грамоте, теории и физике звука. Я разрабатываю его для своей 6-летней дочери, но занятия нравятся и старшим детям, и взрослым. На этом курсе мы сочиняем слова-аккорды и тексты-музыку, рассказываем и озвучиваем свои истории, учимся чувствовать настроение звуков и музыки, а между делом изобретаем музыкальные инструменты из подручных инструментов, учимся записывать свою музыку тайным языком нот, разбираемся в соотношениях звуков, времени, высот и десятков других признаков, которые можно выделить в музыке. 

Здесь буду публиковать заметки с курса, пока их не станет слишком много.  Потом заведу отдельную папку, доступ к которой будет уже тем, кому действительно надо. Уроков уже больше, но описывать все не успеваю пока. Если хотите - нас можно позвать в гости с этими уроками, проведем мастер-класс. 

17.11.19
 Не знаю почему, но мне интереснее придумывать свои подходы, чем искать имеющиеся хорошие. Придумала для Даши (6,5 лет) игру про музыку для освоения фортепиано. Игра позволяет чувствовать настроения аккордов и различать их характеры, сразу учит записывать аккорды на нотном стане и различать их.

Зачем? Теоретически До-мажор от Фа-мажора ничем не отличается. Строение у них одно и тоже. Но фактически звучат они с разными характерами. Физики бы лучше объяснили в чем суть, но мне пока не нужно. Важно научиться слышать эти различия. Сама я принципиально учусь играть «вслепую», чтобы ухо слышало и тело чувствовало инструмент. И я уверена, что ухо ребёнка ловит различия чутче, а если немного помочь, то будет различать очень хорошо.

Вот несколько моментов из нашей новой игры, которую я назову «Язык музыки».
1. Установка: музыка - особый язык, чтобы научиться ему нужно сперва научиться слышать речь, различать в ней слова и смыслы. Затем учиться читать и писать. Как с хорошим подходом к изучению английского.
2. Одиночные ноты - буквы слова или однобуквенные слова. Чтобы сложить слово нужно сыграть несколько нот одновременно. Сперва, если сказать «сыграй до-ми-соль», ребёнок играет последовательно. Но быстро ловит разницу между последовательно и одновременно. Если попросить записать, то Даша тоже сперва пишет последовательно, специально объясняю что это ноты звучащие в один момент, рисую вертикальную черту - все ноты должны уместиться на ней, слева и справа значит раньше или позже.

Да, названия нот и азы но ной грамоты мы уже знаем, но с инструментом пока не дружим. Я решила, что такая форма занятий даст ей большую свободу в общении с инструментом, чем игра по нотам.

3. Дальше мы слушаем, например аккорд До-мажор и пробуем понять, что это за слово в нашем языке. Обыгрываем его в нескольких октавах, замираем, вслушиваемся в характер. И Даша пробует подобрать слова под то настроение, которое передаёт аккорд. Если сразу не удаётся, я предлагаю потанцевать под это звучание, замереть в какой-то позе и прочувствовать настроение из этой позы или танца. Так образ точно приходит.

4. Дальше мы записываем этот аккорд на нотном стане и подписываем слова, с которыми ассоциировалось звучание. Даша записывает и, естественно, ошибается в записи. Тогда я играю то, что она записала и показываю ей. (У нас Ля-до-Соль вместо до-ми-соль). Ошибка всего «в один этаж», но получается совсем другой характер. Слушаем, чувствуем, называем тоже.

5. После этого берём Ля-минор, он всего на одну ноту отличается от До-мажора. Все три получившихся аккорда отличаются на одну ноту, но по характеру принципиально разные. У нас, например, получились слова «приятное», «надежда» и «печаль». А Ре-минор получился «улетаю, прощаюсь».

6. Выбираем ещё аккорды (специально беру субдоминанту и доминанту к До, т.е Фа и Соль мажор). Записываем и их, называем («решение, решимость» и «представляю»). Слова могут меняться, но смыслы близки. В прошлый раз для фа был «конец мультика» 😉, для До - победа, а для Ля-минора - смерть.

7. Потом играем в угадайку. Я играю аккорды, Даша танцует, замирает, слушает и пробует угадать. Подглядывает в свои записи и все точнее различает звучания.

В следующий раз будем придумывать истории с этими словами и искать чем же отличаются печальные и радостные аккорды, искать закономерности и конструировать новые аккорды.
Кому интересно читать про этот эксперимент?
#методичка #развивающееобучение #сканерАня #идеилюдям


12.12.19
Сегодня с первоклассниками придумывали струнный музыкальный инструмент из рамки ткацкого станка и резинок. Искали зависимость между тремя свойствами - длиной резинки, натяженностью и высотой звука. Сами дети искали, сами придумывали. Я только рамку и резинки дала и показала, что резинка может звучать по-разному. Натягивали, вязали узлы, спорили о том, от чего зависит звук - от длины или натяжения, проверяли. Пока не убедились в наличии этих закономерностей. Потом вспоминали как устроен внутри рояль или фортепиано, что там еще есть такой параметр как толщина струны. Опять таки сами вспоминали. 

А потом на фоно смотрели сколько букв в нашем тайном языке. Кто-то уже знал ноту До. Спорили одна и та же это нота справа и слева или разные. Слушали разные ноты До. Решили, что их можно записать как буквы разного размера. Получилась целая семейка. А потом слушали, убеждались, что до разных октав звучат похоже, а вот до в сочетании с другими нотами - по-разному.  

А потом сочиняли свои слова. Слово, напомню, - это аккорд (три ноты, сыгранные одновременно (нам важно именно одновременно)). В нашем случае необязательно построенный по терциям. Но желательно, чтобы хотя бы одна терция была (молчащая белая клавиша между двумя играющими). Сегодня играли втроем. Каждый придумал свое "слово". Получились С, G и странный красивый аккорд, построенный на кварте и секунде (А-D-E).

Пришлось повозиться, чтобы отличить настроения аккордов. Может день был пасмурный, но только все аккорды одна из девочек называла печальными. Другие не соглашались. Тогда я играла рядом мажор и минор, просила сравнить какой печальнее. Мажоры в итоге оказались более радостными. 

Аккордам дали имя плавная радостная трава,  веселый снегопад и спокойный медведь перед спячкой!!! (Вспомнила как мы ездили в Канаду и узнали там о празднике наречения имен у индейцев :)) Надо сказать, что когда трое детей собираются им не так то просто сосредоточиться и придумать имя. Поэтому мы танцевали, пробуя прочувствовать настроения аккордов. Я поняла, что это очень мощная арттерапия, которая позволяет учить чувствовать себя и музыку. Было видно как Даша, которая уже не первый раз играет в эту игру, легко и азартно справляется и как непросто остальным. Непросто еще и потому, что у первоклашек не так много слов в лексиконе, чтобы различить два мажорных аккорда и назвать оттенки радости. К следующему разу нарисую карточки с разными названиями эмоций и состояний. 

Зато в итоге такая история получилась!!! Мы чередовали аккорды и рассказывали наперебой. И вы знаете, музыка была очень даже. Я ведь тоже осваиваю фортепиано вместе с детьми. Учусь играть, подыгрывая им. Так что это отличное семейное развлечение!

Продолжение следует.


Поделитесь ссылкой с друзьями: