Анна Неслуховская
Дата публикации:
Тип содержимого: Статья

Воротник и манжеты в дифференцировании локальных комплексов традиционной одежды (на примере Белевского и Одоевского районов Тульской области)

Неслуховская Анна Вячеславовна, аспирант РЭМ, преподаватель ФЭЦ "Дербеневка"
Статья опубликована в "Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: Материалы XIX междунар. науч. конф./ Спб.:ФГБОУВПО "СПбГУПТД" 2016., с.110-115. 
УДК 687.01 (063)

Начало XXI века отмечено ростом интереса к этнолокальным аспектам традиционного костюма, вводом в научный оборот большого количества новых источников из собраний региональных и локальных музеев, частных собраний и материалов полевых экспедиций. Изучение этнолокальных особенностей традиционной одежды способствует пониманию тех этнических и историко-культурных процессов, протекавших на конкретной территории и приводивших к формированию этнографических групп и субэтсносов. Важную роль в этом играет определение границ бытования объектов и их отдельных характеристик [1]. При изучении костюма необходимо пользоваться совокупностью признаков, таких как крой основных деталей одежды, особенности колористических решений, расположение и характеру орнаментации деталей. Мелкие детали отделки в сочетании с особенностями кроя могут являться дифференциальными признаками для установления более четких границ между ареалами бытования локальных комплексов одежды.

В данной работе внимание уделено таким признакам, как высота, форма и декор ворота, специфика отделочных швов ворота, горловины и манжет, особенности застежки ворота и манжет. Роль этих вспомогательных признаков будет рассмотрена на примере женских рубах Белевского и Одоевского районов Тульской области, изготовленных в конце XIX – первой трети XX. Население этих районов относится к верхнеокской группе, которую выделяют на основании антропометрических[2] и этномузыкологических данных [3]. Диалектологи проводят границу между курско-орловскими и тульскими говорами по территории Одоевского района[4], а этнографические исследования показывают, что костюм населения этих соседствующих районов значительно различается и имеет четкие границы [5]. В целом вопрос о границах верхнеокской этнографической группы и ее однородности остается открытым по сей день и может быть уточнен при детальном анализе костюма локальных групп, входящих в ее состав.

Для анализа были взяты более 70 рубах, зафиксированных в полевых экспедициях ФЭЦ «Дербеневка» в 2000-2010-х гг. и хранящихся в фондах Тульского областного краеведческого, Одоевского и Белевского художественно-краеведческих музеев и нескольких частных коллекциях. В совокупности эти фонды охватывают большую часть известных на сегодня рубах изучаемых районов.

На территории Белевского района бытовал поневный комплекс с распашной поневой-разнополкой, бесполиковой рубахой и туникообразной занавеской[1], который в начале XX в. был повсеместно замещен комплексом с круглым сарафаном с отрезной спинкой, [АН1] [АН2] занавеской с отрезной грудинкой и короткой бесполиковой рубахой. В Одоевском районе население было разделено на 2 группы, костюм которых значительно отличался, – барских и однодворцев индюхов [6]. Барские носили круглую поневу или сарафан из покупных тканей, холщовую занавеску без рукавов, с грудинкой, короткую бесполиковую рубаху, однодворцы – юбку-андарак или сарафан из домотканой затрапезы, занавеску с рукавами, рубаху-манишку с прямым поликом и отложным воротником.

Рубахи барского населения двух районов близки по крою: короткий стан состоит из 4 полотен (2 спереди, 2 сзади, со швами по бокам и по центру), рукав пришит по утку к стану или к прямоугольному вырезу в верхних углах стана с разворотом сперва по основе, затем по утку. Различия составляет крой рукава, размеры ворота и манжет, декор верхнего полотна рукава. Высота ворота наименьшая у белевских рубах (0,5-0,8 см), выше у одоевских барских (до 1,5 см) и максимальная у рубах-манишек одоевских однодворцев (до 7-10 см). Белевские рубахи шьются с рукавом шириной в 2 полотна из цельных нижнего и верхнего полотен, одоевские с узкой нижней частью шириной в 1 ½ или 1 1/3.

Застежкой ворота повсеместно служат белые, жемчужные, бежевые стеклянные и перламутровые пуговицы с 4 отверстиями, реже кокосовые пуговицы или латунные пуговки на ножке с нитяной навесной петлей, плетеной иглой или прорезной петлей. Дифференцирующим признаком может стать характерная для Белевского района пуговица в форме маленького шарика, связанного иглой из белой х/б нити.

Рассмотрим другие особенности рубах Белевского района. Ворот обычно бывает белый или вышитый красными и черными нитями швом в набор, крестом или болгарским крестом с узором крестами, наклонными линиями, треугольниками, ромбами с крестами, городками. В ряде случаев обшит фабричной тесьмой с аналогичным узором. Ворот во всех случаях низкий, высотой 5-8 мм. Собранная на частые складки горловина обшита узкой полосой холста так, что снаружи образуется плоская планка с острой гранью, а изнутри толстый валик толщиной до 5-7 мм. Для этого по краю воротника ближе к наружной части проложена отстрочка швом назад-иголку или «троечки»[2], а по валику до трех рядов частого шва назад иголку для его уплотнения. По вороту при выполнении уплотнительного шва может быть проложена мережка-панка. Спереди по сборке стана на ½ или на полную ширину участка нашит в 2-4 ряда плетеный иглой шнур белого, реже красного цвета. Слева этот шнур также образует навесную петлю. Шнур может вышит или полностью сымитирован рядом вышивки крестом красной нитью. Разрез горловины обычно не декорирован, подшит белыми нитками швом назад иголку, «троечки» или через край.

Рукав белевской рубахи с отрезной манжетой, застегивается на 1 или 2 перламутровых, стеклянных, позднее пластмассовых формованных пуговицы. Низ рукава собран на 2-3 нити или мелкую (до 5 мм) складку с прострочкой швом назад иголку или тамбурным швом. Тамбурный шов встречается часто в рубахах Бобриковского, Кураковского, Болотского с/п и тяготеет к границе с Одоевским и Арсеневским районом [8].

В отличие от лаконичных белевских рубах, одоевские отличаются большим размером воротника и богатством декора. Ворот вышит мелко в набор, гладью или крестом орнаментами столбы, банты, кресты. Высота ворота от 1 до 2 см, плоский. По сборке горловины на 4/6 (по передним полотнам стана и рукавам) или по всей окружности нашиты ситцевый красный кант, черный шелковый дерганый шнур или красно-синяя плетеная косичка. По бейке могут быть нашиты металлические блестки. Декор разреза горловины обычно состоит из 2 вертикальных полос на ширину до 1,5-3 см, расположенных в край с разрезом. Это может быть кумачовая прямая бейка, проложенная в 1 или 2 ряда, с блестками[3] или без. Между рядами бейки бывает узкая полоса вышивки крестом и росписью. Разрез может быть вышит крестом в сочетании с гладью, швом в набор[4]. По краю разреза обычно проложен краеобметочный шов красной нитью, по кумачовым бейкам или вышивке - отстрочка синей ниткой швом назад иголку. Рубахи пограничья Одоевского и Суворовского районов, в том числе рубахи-долгорукавки, имеют в конструкции горловины дополнительную планку из кумача, красного ситца или вышитого холста, подшитую с внутренней стороны разреза горловины.

Рукава выполнены с манжетами, цельнокроеными вместе с оборкой, или с пришивными манжетами и брыжжами (оборкой) из красного ситца, однотонного или с мелким рисунком. По манжете м. б. пришита полоса кумача, а по ней черные дерганые шнуры-гитаны, галун, вьюн, блестки. Другим вариантом декора может быть вышивка крестом красными и черными нитями, геометрическим или геометризированным растительным орнаментом. В варианте с цельнокроеными оборками рукав собирается снизу на расстоянии 5-7 см на мелкую складку, простую или фигурную сборку. Поверх сборки могут быть нашиты декоративные элементы – канты, вьюн, блестки или вышитый фрагмент холста до 3 см шириной. Застежка м. б. на крючок или 1-2 пуговицы. Для рубах Одоевского района характерно обшивание разреза рукава красным узким кантом. Часто на брыжже по нижнему краю разреза рукава сделана перемычка, позволяющая брыжжам более аккуратно лежать на запястье и не расходиться в стороны.

Значительно отличаются рубахи-манишки однодворцев-индюхов. Ворот высотой до 7-10 см, выполнен из белого холста, без вышивки или иного декора, за исключением мережки-панки на сгибах плотна. Их горловина собрана на 3-4 нити в очень мелкую, более аккуратную чем у барских, сборку. Разрез горловины также подшит с обработкой сгиба мережкой-панкой. В нижних углах ворота сделаны по одной прорезной петле справа и слева, рубаха завязывается лентой, продеваемой в петли. Узкий рукав с прямым поликом собран на фигурную сборку-городки, к нему пришивают широкую, до 10 см высотой манжету, вышитую счетной гладью с обводками с красным или черным заполнением, излюбленным узорам «8-конечные звезды» или мережками белым по белому.

Дифференциальным признаком для Одоевского района может выступать использование в обшивке края горловины, манжеты и верха ворота обшивки красной нитью краеобметочным швом или, как замена, обшивка красным кантом.

Каноничность техник и расположения декора подтверждается при анализе печальных рубах, декорированных в обоих районах черной вышивкой по оплечью, горловине, вороту и манжетам. Эти рубахи могут иметь небольшие вкрапления красного в вышивке на вороте и манжетах. Характерный для Одоева краеобметочный шов выполнен черной нитью, также встречается замена красной бейки на вороте и манжете на черную. Присутствие в декоре черного канта или шнура как такового еще не является признаком траура. Если в декоре преобладает красный цвет на оплечьях, вороте и манжетах, то наличие черных полос, особенно расшитых поверх блестками, следует считать контрастирующим декоративным элементом, направленным на усиление праздничного характера вещи. В то же время, если черные канты или шнуры нашиты в более позднее время поверх белых манжет или рукава рубахи с большим количеством белой вышивки (стяги, перевить, мережки), сочетающейся с красным, то в этом случае черный может служить знаком печали, такая вещь может быть переделанной в печальную. Рубахи, изначально создаваемые как печальные, имеют вышивку с преобладанием черного. Все известные рубахи такого рода вышиты только крестом и являются поздними примерами первой трети XX в.

Рубахи конца XIX – начала XX в. декорированы по оплечью ткачеством. Для Белевского района было характерно ткачество на верхнем цепу с плотным красным застилом и белыми геометрическими рисунками по нему. Для рубах Одоевского района – красная перетыка в сочетании с простыми браными фрагментами «шашечки». В обоих случаях тканые фрагменты могут сочетаться с вышивкой красными и черными нитями крестом. Описанные характерные особенности ворота и манжет в первую очередь касаются рубах раннего периода. На рубахах, декорированных по оплечью только вышивкой крестом, редко встречается окантовка ворота шнуром и шов «троечки» на манжете и вороте. Эти рубахи можно датировать 1910-ми и более поздним периодом. Появление вышивки крестом на вороте рубах с ткаными оплечьями, которые можно датировать концом XIX и до 1920-х можно считать более поздним наслоением, сделанным уже в середине ХХ в.

         В совокупности, изопрагмы кроя рубахи, характера и техник декора рукава, отделки и формы воротника, распространения отделочных швов «троечки» и краеобметочного, позволяют провести четкую границу между двумя локальными вариантами рубах юго-запада Тульской области, которая совпадает во многом с прежней границей Белевского и Одоевского уездов начала ХХ в. Это согласуется с границами, которые проведены по таким признакам, как тип поневы, крой занавески, головной убор. При исследовании ареалов локальных этнографических групп достоверными дифференциальными признаками могут выступить многие элементы одежды. Пристальное внимание к деталям позволяет более точно охарактеризовать структурные и стилистические особенности локальных комплексов костюма и выстраивать границы групп по нескольким факторам.

1 Бунак В. В. Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным. — Москва: Наука, 1965. — Т. 88 (новая серия). — 416 с. — (АН СССР. Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая)

2 Гайсина Ю.В. Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система: диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Москва, 2008 250 c. : 61 08-17/114

3 Диалектологическая карта русского языка 1965 г.

4 По материалам полевых экспедиций ФЭЦ «Дербеневка» 2000-2015 гг., материалам автора.

5 Тульская область. Одоевский край. Очерки прошлого и настоящего. — М.: Институт Наследия, 2007.; Полевые материалы автора.

6. Материалы полевых экспедиций ФЭЦ «Дербеневка» 2000-2015 гг., материалы автора.




[1] Вид передника, носимого на плечах


[2] Особый вариант шва «назад иголку» при котором выполняются стежки с разрывами на лицевой стороне. 3 стежка в ряд, далее пропуск на длину 3 стежков, снова 3 стежка и т.д. Характерен для предметов Белевского района, но не встречается в Одоевском районе. По нашему мнению, такой шов имел не только декоративную, но и апотропейную функцию.


[3] Блестки, черные шнуры-гитаны и богатая вышивка в набор по рукавам характерна для рубах с. Окороково.


[4] Шов в набор особенно характерен для пограничья с Суворовским районом и самого Суворовского района. Особенно богато украшены швом в набор долгие рубахи с. Говоренки.





 [АН1]



 [АН2]Показать как сумбурно прыгает текст. Мысли перескакивают без завершение.





Поделитесь ссылкой с друзьями: