Анна Неслуховская
Дата публикации:
Тип содержимого: Статья

Локальные особенности комплексов с поневой-разнополкой в Калужской области

Неслуховская Анна Вячеславовна, аспирант Русского отдела Российского этнографического музея, преподаватель Фольклорно-этнографического центра "Дербеневка". 
Статья для конференции "Мода и дизайн", Санкт-Петербург.

Если вы хотите, чтобы в этой статье были иллюстрации, напишите мне https://www.facebook.com/a.neslukhovskaya или mindculture@yandex.ru
Фото на обложке из архива ФЭЦ "Дербеневка", с. Пеневичи.

Изучение этнолокальных особенностей традиционной культуры, и как части ее – традиционного костюма, позволяет проследить историю этногенеза и этнокультурных контактов отдельных групп населения, установить границы и переходные зоны между отдельными группами. В 1920-х подробные полевые исследования костюма провела Шереметева М.Е, изучившая детально костюм Гамаюнщины [1] и Монастырщины [1], двух регионов в окрестностях Калуги и Перемышля. Одновременно с ней Лебедева Н. И. изучила 8 кустов сел в окрестностях Калуги, Лихвина, Белева, Козельска, Хвастовичей [2]. Очерк о костюме окрестностей Козельска составила Елеонская Е.Н. [3]. Гринкова Н.П. выполнила глубокое сравнительное исследование понев, отдельно изучала костюм запада Калужской губернии [4]. Позднее работы по костюму Калужской области были представлены Хвалебновой Т.М, Сафоновой Г.Б. Личенко С.И. Сбор полевых материалов продолжался в 1960-х, 1980-90х специалистами РЭМ, Калужского краеведческого музея, дома народного творчества Калуги, а также ряд фольклорно-этнографических центров Москвы и Подольска в 1990-2010гг. В статье анализ полевых о поневных комплексах, собранный специалистами ФЭЦ Дербеневка (Москва) в ходе комплексных фольклорно-этнографических экспедиций по Верхней Оке в 1997-2014 гг.

Понева выбрана маркером для выделения комплексов одежды, как наиболее стабильный по конструкции и декору элемент, позволяющий выделять группы сел с общим комплексом костюма. В ряде случаев границы выделенных групп совпадают с границами волостей в делении конца XIX в. Большая часть рассматриваемых понев может быть датирована 1870-1920 гг. В данной статье мы не затрагиваем вопрос головных уборов, которые в этом регионе отличаются большим разнообразием, различиями по составу и строению даже внутри каждой выделенной группы. При описании одежды мы будем использовать анатомические сравнения для указания размеров, т.к они дают более точное представление о пропорциях одежды в комплексе, нежели точные размеры этнографических вещей. Ниже мы дадим краткое описание 3 вариантов поневных комплексов и определим границы их бытования.

Калужские распашные поневы по конструкции и расположению декора можно разделить на равнополки (симметричные) и разнополки (ассиметричные). Распашные поневы на Верхне Оке были широко распространены в Калужской, Орловской, Брянской областях, в то время как глухие поневы отмечены только в быв. Лихвинском и Новосильском уездах, входящих ныне в состав Тульской области, и характерны для тульских земель.

Описанные варианты понев-равнополок носили «в роспуск», подвязывая под животом по тазовым костям, не на талии, как ошибочно демонстрируется во множестве современных книг и на музейных экспозициях. Боковые полотнища симметрично сосбаривали на гашнике по боками, заводя вперед не более чем на ладонь, центральное полотнище оставляли расправленным сзади, спереди рубаха оставалась не закрытой. Край поневы был вровень с подолом рубахи. Для покоса поневу могли надевать наизнанку, также сосбаривая по бокам, заворачивая и подтыкая нижние углы за гашник. Сзади образовывался угол «куль», при этом декор оказывался вывернут налицо. Все поневы шились из 3 плотнищ домотканой шерстяной или посконной ткани черного или синего цвета в клетку. По верху поневы могли нашивать белую или набивную синюю холстину, в подвернутый край вставляли плетеный шнур – гашник. Для правильной посадки по фигуре на поневе боковые полотнища по верхнему краю немного скашивали вниз, центральное полотнище могли сделать чуть длиннее и заложить в защипы, создавая своеобразные рельефы.

Подробное описание комплексов дается для территории бывшего Жиздринского уезда. Первый вариант состоит из длинной (в пол или длиннее) рубахи с косыми или прямыми поликами, пришитыми по основе в T-образный разрез в области плеча (со спусками), туникообразной занавески с рукавами или без них, украшений «ошейник» и «снизка». В начале ХХ в. головной убор состоял из ковра (холщовой кички), повойника или ранее сороки, колодки (назатыльня с бисерной сеткой), пушков; основной обувью были лапти московского типа с липовыми или вязовыми «писаными» головками, холщевые или суконные белые онучи и оборы, черные тканые на дощечках - для молодых, белые витые для старух.

Комплекс описан для части сел быв. Подбужской волости (Подбужье, Воткино) в комплекте с занавеской с рукавами, в селах Бояновичи, Алексеевка (б. Елдахово) с занавеской без рукавов, при этом в Алексеевке появился более поздний вариант рубах с прямым поликом и ситцевыми красными рукавами. Занавеску шили из одного полотна, перегнутого по утку, с вертикальными вставками в боковой шов, прямым разрезом по спине или с «окошком с перемычкой». Характерной особенностью праздничных занавесок является нашивная прямоугольная «грудка» из красного ситца с набивным рисунком и небольшие ситцевые или тканые вставки между рукавом и станом. Рукава шили с клином, из 1 полотна, с 4- или 5-угольной ластовицей из ситца. Подолы занавесок украшали на 1/4 - 1/3 от подола. По холсту выполняли вышивку растительными или антропоморфными сюжетами в технике простой крест, с элементами вышивки роспись, набор. Подолы доставляли кумачовыми полосами с ситцевыми кантами. Характерны пришивные подолы с «красными концами» - полосами плотного ткачества с уточной нитью, закрывающей основную, с простым узором из тонких горизонтальных полос цветных или золотных нитей по красному фону и коклюшечным красно-белым кружевом «харебатья» и золотной бахромой (для занавесок) по краю.

Поневу сшивали из трех коротких полотнищ, длиной на ладонь ниже колен, шерстяной или посконной домотканой материи черного или синего цвета. Типичный раппорт «дорожки» (цветных нитей основы, образующих вертикальные полосы) можно записать как 2-4 красных нити (к), 2 белых (б), 2 черных (ч), 2-3 желтых (ж), 2 черны, 2 белых, 2-4 красных (2-4к2б2ч2-3ж2ч2б2-4к), полотно имело 3 «дорожки», по утку 8-12к2б8-12к2ж1з1к1з2ж8-12к2б8-12к и множество других вариантов широких красных полос с вкраплениями белого, желтого, зеленого. По длине понева вмещает 4-5 вертикально вытянутых прямоугольными клетками с поперечными широкими полосами и закладными «лапками» из желтой шерсти, проброшенными между полосами до пересечения с крайними «дорожками». Подобный вариант поневы с лапками также был зарегистрирован в Курской области, возможно среди переселенцев.

Полотнища сшивались встык или с «вошвами» - вертикальными полосами кумача шир. до 12 см. Кромки окантовывались синим, зеленым, светлым ситцем, швы украшались нашивками из узкого золотного или серебрянного плетешка, узкого галуна, позднее – узкого кружева, одним рядом вышивки двусторонним швом. По низу или с небольшим заворотом на боковые стороны нашивались в несколько параллельных рядов полосы галуна, шерстяной черной тесьмы с латунными пайетками поверх, цветные вилюшки, ситцевые канты. Высота декора до 10-25 см. В декоре понев пожилых не использовали галун, но делали аппликацию «зубцы» из ситца. По периметру нашивали пояс шириной в 2-3 см., тканый на кочулке (гусиной ножке), с типичным узором «крюки» белым по красному фону. По свидетельству жителей с. Подбужье в 1/3 ХХ века наиболее праздничный вариант ткани для «духовской» поневы производили в б. Плохинской волости (совр. Ульяново) и продавали на ярмарках [2]. Н.И. Лебедева ранее описывала факты перепродажи готовых понев на ярмарке в с. Хвастовичи в 1920-х гг.

Второй вариант комплекса, состоящий из короткой поневы-равнополки в сочетании с туникообразной занавеской без рукавов и длинной рубахой с прямыми поликами, пришитыми по утку, повойником и позатыльнем с длинной бисерной поднизью, аналогичной первому варианту обувью и украшениями, в ряде сел с белым холщевым нагрудником. Комплекс зафиксирован в с. Огарь, Курган, Авдеевка, Нелбочь (быв. Огорская волость Жиздринского у.). и широко распространен западнее на территории современного Жиздринского р-на.

Для Жиздринского района характерны праздничные поневы из 3 коротких полотнищ (на ладонь ниже колена, в длиной 7-9 клеток, тканой в 3 дорожки, раппорт по основе 3к3б3ч3ж3ч3б3к, по утку 2к3б3ч3ж3ч3б2к, клетки квадратные). Декор составляла широкая (от 1/5 до1/2 высоты) нашивка из полосы кумача, зеленых, синих кантов и вьюна, золотных плетешков, желтых шелковых лент, позумента. Стыки полотнищ отавляли недекорированными или симметрично закрывали широкими (10-30 см.) прямоугольниками из кумача. Поверх вертикальных кумачовых нашивок нашивали вдоль швов пайетки, по поневной ткани вьюн, на самых праздничных делали вышивку латунными пайетками, узоры крупные геометрические и растительные (древа, кресты, ромбы). По заднему полотнищу праздничные поневы декорировались «бубенчиками» (помпонами из цветной шленки, выкрашенной анилиновыми красителями). По периметру нашивали пояс шириной до 7 см., Жиздринский район отличался богатством орнаментов поневных поясов.

Рубаха была из 4-х полотнищ со швами по центру и по бокам (калужский тип) с красными прямыми поликами, узким вышитым воротом-стойкой и горловиной на сборке, подолом, вышитым по краю швом «роспись», рукавами , забранными по всей длине красной бумагой, вышитыми крестом или выполненными из красного ситца, по подолу с пришивными полосами браного ткачества или «красных концов», кружевом «харебатья».

Занавеска была цельной или с отрезной грудкой из 1 полотна холста, с прямоугольным вырезом горловины, с пришитыми по бокам половинами полотна. К переднему полотнищу по бокам пришивали по1/3 или ½ холста, часть полотна образовывала пройму, часть подшивалась к спинке. т.о. сзади оставался широкий вертикальный вырез. Для калужских занавесок молодых женщин характерна обшивка горловины и верхнего края выреза спинки и красным кантом, вышивка двусторонним швом вокруг. В ряде вариантов по спинке нашивали оборку из красного ситца и даже «крылышки» по плечам. Отрезная часть занавески была наборной из полос кумача или белого вязаного кружева (для старух), чередующихся с фабричным кружевом, шелковыми лентами, по подолу пришивалось вязаное кружево или «харебатья». Линия отреза приходилась на уровень груди или талии.

Короткие поневы-равнополки из 3 полотнищ, тканые в 3 дорожки, но с другими вариантами раппорта и декором также характерны для Перемышльского (Монастырщина) (с декором по центру среднего полотна , по углам и по периметру [4], с высоким разнообразием рисунков поясов, раппорт основы 2-4к2б2ч2-4ж2ч2б2-4к, утка 2-4к2б2-4ж2б2-4к), Кировского (декор по низу и бокам поневы из кумача и шелковых лент, раппорт основы 2к3б2ч2-3ж2ч3б2к, 2б2к2ж2к2б, утка 2б3к2ж3к2б). Другой вариант ткани встречается в западном Барятинском районе (3-4 дорожки, по основе 2б4к3ж4к2б или 2б2ч2б2к3ж2к2б2ч2б, и то же по утку). Декор поневы по всему периметру, не доходя до верха на 10-15 см. составлен из шелковых лент и с нашивками из вертикальных полос красного кумача по швам, аналогично жиздринским поневам).

В разных селах встречалось от 3 до 12 вариантов понев с особенностями декора для конкретных случаев. Типичным было разделение на поневы для троицких гуляний (добрая, духовская), двунадесятых праздников (полудобрая, полудуховская, подносок), воскресных дней (воскресенская), будней (простая, буднишная). Они отличались богатством декора и раппортом полотна. Так, более праздничные поневы обычно имели больше красных и желтых нитей в основе и утке. При этом для более 40 изученных калужских понев-равнополок описано 2 варианта рапорта по основе – с красными нитями по краям для юга и южных и юго-восточных районов, с белыми нитями для западных . Это отличает их по ткани от приграничных тульских понев (в 3, 4 или 6 дорожек, включение зеленого цвета на месте желтого в поневах Одоевского, Белевского, Суворовского районов) и сближает с орловскими.

Если вас заинтересовала эта статья, вы хотите, чтобы тут появились иллюстрации, или хотите пригласить меня с докладом - напишите мне https://www.facebook.com/a.neslukhovskaya

Список источников и литературы

1.     Шереметева М.Е., «Крестьянская одежда Калужской гамаюнщины». Этнографический очерк (Труды Калужского об-ва истории и древностей), Калуга. 1925г., Шереметева М.Е.,Женская одежда в бывшем Перемышльском уезде Калужской губернии, Калуга. 1929г.

2.     Лебедева Н.И., Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки (этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925 и 1926 гг), Москва, 1927г.

3.     Елеонская Е.Н. Женский костюм пригородных деревень г. Козельска, Этнографическое обозрение, Кн. LXXV, №3 сс. 99-101, 1908

4.     Гринкова Н.П. «Русская понева юго-западных районов РСФСР», 1939, Одежда западной части Калужской губ., Материалы по этнографии. Т. 3. Вып. 2. Л., 1927. С. 17-36.


Поделитесь ссылкой с друзьями: