Материалы доклада "Локальные комплексы традиционного костюма
сельского населения Верхней Оки
конца XIX-XX вв." на конференции ГРЦРФ "Традиционный костюм народов России в исторической динамике", 2015 г. 

Фото на обложке - архив с. Жемчужниково, Одоевский район Тульской области.

Неслуховская Анна, Российский этнографический музей,  аспирант
Фольклорно-этнографический центр «Дербеневка», преподаватель

Презентация доступна по ссылке на гугл-диске

Если вы хотите познакомиться с полным текстом доклада - напишите мне. Он не был опубликован в виде статьи, но если будет запрос - я завершу текст.
https://www.facebook.com/a.neslukhovskaya

Введение:
Территория верховья Оки, находящаяся на пограничье Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, привлекает внимание исследователей с середины XIX в.  До VIII в. она была населена балтами, а с рубежа IX-X веков была колонизирована вятичами. Уже с XII века земли находились в подчинении Черниговского княжеского дома и существовали затем как самостоятельное государство - Княжество Новосильско-Одоевское, с вотчинами князей в Новосиле, Одоеве, Белеве, Воротынске, уделами в Лихвине. C XIV в. земли большей частью были в подчинении Великого княжества Литовского, сохраняя при этом свою частичную независимость. С XV века переходят территории переходят под влияние Великого княжества Московского и теряют независимость. В XVI в. по землям, разделяя их селения на русскую и польскую части проходят укрепления Большой засечной черты. В этот и более поздние периоды складывалась социальная структура с характерными культурными маркерами в одежде, бытовых традициях, диалекте, которые сохранились до конца XX века. Результатом было разделение сельского населения на барских (крепостных крестьян), более свободных монастырских, позднее экономических, государственных крестьян и служилых свободных однодворцев (индюхов, казаков). Главным механизмом сохранения деления оказалась эндогамия, причем социальный запрет на смешанные браки между представителями разных групп был снят только к середине XX века. Вопрос определения границ и особенностей верхнеокской культурной традиции ставится лингвистами, этномузыкологами, этнографами и пока является открытым.

Задачами данного исследования являются описание локальных комплексов одежды сельского населения верховьев Оки конца XIX – середины XX века, выявление территориальных границ выраженных комплексов и переходных зон, определение общих черт и границ верхнеокского типа костюма.

Для детализации границ в рамках общего исследования выбрана территория, отстоящая от Оки на 100 км в обе стороны в течении от Орла до Дугны и далее до Тарусы. В данной работе представлены промежуточные результаты по территории от границ Белевского района до Калуги. Анализ большого количества предметов традиционной одежды, их кроя, специфики техник изготовления и декора, материалов, особенностей комплектования в сочетании с картографированием позволил описать локальные комплексы, характерные для изучаемой территории. Достоверно удается выделить 17 комплексов. Из них подробно удается описать 12 и 5 выделяются лишь на основании небольшого числа артефактов. Рассмотрим подробнее основные комплексы костюма и обозначим маркерные элементы, позволяющих разграничивать ареалы. 

Основная часть доклада дает подробные описания 16 комплексов традиционного костюма: 
  • Белевско-арсеневский комплекс  с поневой и белевский комплекс с сарафаном
  • Комплекс одоевских «барских»
  • Комплекс одоевских однодворцев-индюхов
  • Комплекс окрестностей Макарово-Русаново
  • Суворовский комплекс с рубахами-долгорукавками
  • Комплекс Калужской Монастырщины
  • Гамаюнщина, пограничье Калужского и Перемышльского уездов
  • Комплекс окрестностей г. Козельска
  • Полесские комплексы: Жиздринских, Хвастовичский, низовья Рессеты и Вытебети
  • Болховский комплекс с сарафаном
  • Мценский комплекс с поневой и звяком
  • Комплексы барского населения окрестностей Новосиля и однодворцев-казаков Новосильского и Ново-Деревеньковского районов.
Выводы доклада:

Комплексы были выделены на основе совокупности отличий в крое рубахи, занавески, поневы, техниках декорирования, прежде всего вышивки и ткачества. Важным также является формула полотна поневы и расположение декоративных элементов, для рубахи - крой рукава и полика в сочетании с длиной стана, для занавески - крой верхней и нижней частей занавески, рукава и ластовицы. Для обуви ключевым оказывается цвет и техника изготовления обор. Данные об украшениях и головных уборах изучаемого периода, вариативности бисерных, шерстяных и перьевых элементов в головном уборе являются более разрозненными и служат, за исключением редких случаев, только в качестве дополнительных признаков. В то же время детальное изучение головных уборов дает только мелкое дробление внутри групп, поскольку вариативность головных уборов с кичкой и повойников очень высока.

Удалось установить, что диаметр локуса бытования одного варианта комплекса составляет ок. 15 км для групп, выделяемых местным населением и до 25-40 км для групп, которые могут быть объединены как близкие на основании анализа одежды. Границы локусов часто кореллируют со старым волостным или уездным делением (напр. тип Теребенской волости, южная граница лихвинских долгорукавок), с бывшими владениями (Гамаюнщина), с границами засек (восточная граница белевского поневного типа, одоевские индюхи), географическими барьерами (реками, лесными массивами).

На изученной территории ок. 40-50 км. в обе стороны от Оки выявляется отчетливая граница между двумя типами поневного комплекса – комплексом с распашной и круглой поневой. Граница проходит с юга на север в Мценском и Болховском районах по Оке, далее по центру Арсеневского района Тульской области, по границе Одоевского и Белевского районов, далее по Оке до Чекалина, затем примерно в 5-10 км. по правобережью Оки до Калуги. Комплекс с распашной поневой бытовал к западу от границы, на территории Болховского, Белевского, Хвастовичского, Ульяновского, Козельского, Перемышльского районов. Комплекс с глухой поневой был характерен для территорий восточнее границы: Мценского, Новосильского, Чернского, Одоевского, Суворовского, Крапивенского, частично Перемышльского районов. На территории выделяются 2 группы однодворческого населения – одоевские индюхи и новосильские казаки, имеющие обособленные варианты костюма с круглой поневой или юбкой-андараком.

Несмотря на описание 16 вариантов комплексов и выделение границы между двумя ключевыми поневными комплексами, на основании данных результатов нет возможности определить границы общего типа костюма, который мог бы помочь определить границы верхнеокской традиции. Для решения этой задачи необходимо более широкое по географии исследование, захватывающее центральные районы Тульской, Калужской, Орловской и Брянской областей.








Поделитесь ссылкой с друзьями: