В статье даны краткие характеристики экспедиционных исследований традиционного костюма территории Верхней Оки, проводившиеся в  19-21 веках.

Фото обложки - фрагмент карты для участка "Верхняя Ока". Полная карта охватывает всю территорию Брянской, Калужской, Орловской, Тульской областей.

Неслуховская Анна Вячеславовна, Аспирант РЭМ

Материалы к докладу на Шегреновских чтениях, РЭМ, 2015 г. «Систематизация полевых исследований традиционного костюма Верхней Оки методом картографирования с помощью электронных карт Google Earth».

Характеристика этнографических экспедиций, картированных в рамках работы над диссертацией "Локальные комплексы традиционного костюма Верхней Оки". 

1.     География территории

2.     Краткая характеристика исследований

3.     Акцент на значимых результатах

4.     Анализ маршрутов

Изучение традиционной культуры крестьянства на территории современной Брянской, Калужской, Орловской, Тульской областей было начато еще в XIX веке. На пограничье этих областей рядом исследователей выделяется особая этнографическая зона Верхней Оки (Верхнего Поочья). За полтора века специалистами федеральных, областных и районных музеев, ВУЗов, творческих коллективов проведены свыше 150 полевых экспедиций и накоплен большой объем данных по традиционному костюму крестьянского населения. В данной работе мы коснемся наиболее ранних и поздних маршрутов экспедиций. Ранние этнографические экспедиции конца XIX – начала XX века дали наиболее полную информацию о костюме до- и пореформенного периода и состоянии народной одежды после Первой мировой войны и Революции по ряду уездов. В конце XX – начале XXI вв. большое количество фольклорно-этнографических экспедиций по Верхней Оке проводилось любительскими организациями, вклад которых крайне недооценен в настоящее время. Данные экспедиций 1990-2010 гг. позволяют оценить сохранность старинной одежды, современное состояние и в т.ч. обосновать необходимость дальнейшего полевого изучения традиционного костюма. По их результатам удается описать особенности свыше 20 локальных комплексов одежды отдельных групп сел внутри Жиздринского, Козельского, Перемышльского, Ульяновского, Хвастовического районов Калужской области, Болховского, Мценского, Новосильского р-нов Орловской и Арсеневского, Белевского, Богородичкого, Воловского, Куркинского, Одоевского, Суворовского, Чернского р-нов Тульской областей. Сравнение полученных данных с материалами ранних экспедиций для тех территорий, где это возможно, позволяет проследить изменения костюма на протяжении 1860-1970-х гг. В более поздние годы элементы костюма, если и создавались, то как реплики старых вещей или сценические формы костюма по образцу старинных.

На территории Калужской области были охвачены исследователями Н.М, Могилянским, Н.П. Гринковой, М.Е. Шереметевой, Н.И. Лебедевой, Т. Хвалебновой районы - Дубровский, Кировский, Куйбышевский, Жиздринский, Козельский, Медынский, Мосальский, Ульяновский, Ферзиковский, Хвастовичский районы. Наиболее изученными оказываются юго-западные и юго-восточные районы, наименее изучены на сегодня остаются северные районы области, граничащие с Московской областью.

На территории Тульской области изучались Арсеневский, Белевский, Богородицкий, Воловский, Куркинский, Одоевский, Суворовский, Чернский р-ны, наиболее изучены пограничные Белевский и Одоевский районы.

В Орловской области благодаря работам Н.М. Могилянского, Д.О. Святского, Н.И. Лебедевой, А. Нечаевой, наиболее изучены северные районы – Болховский, Мценский, Новосильский, Ново-деревеньковский. Как часть бывшей Орловской губернии, ныне Брянской области изучены Севский, Трубчевский, Дмитровский, Карачевский, Брянский районы.

В общей сложности только описанными исследовательскими группами было обследовано свыше 500 сел. Из них свыше 50 обследованы повторно разными исследователями. В данной работе не привлечены данные региональных и районных экспедиций, которые могут существенно расширить базу данных по костюму, и учитываются только экспедиции крупных федеральных музейных центров и поздние экспедиции творческих групп, во многом повторявших первоначальные маршруты ранних исследователей.

Исследователи обращаются к традиционной одежде крестьянского населения центральных губерний Российской Империи с середины 19 века. Первое описание локального комплекса одежды гамаюнов, локальной группы бывших барских крестьян из окрестностей Калуги, дано в статье …(указать статью), после пребывания в ряде сел. Экспедиция фотографа Н.Ф. Когана, фиксирующая в 1877 г. мужские типы крестьян зафиксировала варианты комнатной и уличной одежды, обуви и головных уборов крестьян Белевского, Ефремовского, Каширского, Чернского уездов Тульской, Брянского, Орловского, Мценского, Елецкого уездов Орловской и ряда уездов Калужской губерний.

В 1902 г. этнографический отдел Русского музея императора Александра III проводит под руководством Н.М. Могилянского экспедиции в Богородицкий, Епифанский, Новосильский уезды Тульской губернии, в 1903 г. обследованы Козельский, Жиздринский уу. Калужской губернии, в 1904 г. Дмитровский и Севский уезды Орловской губернии. Их маршруты в отсутствии доступа к отчетам об экспедициях, удалось пока наметить по описям коллекций предметов этнографии и фотофондов. 

В 1909 г. Этнографический отдел Русского музея Императора Александра III командировал Д.О. Святского для собирания коллекций, по результатам этой экспедиции была опубликована статья "Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний". Были обследованы южная половина Севского у. Орловской губернии и прилегающие к нему части Новгород-Севреского у. Черниговской губ., Трубчевского у. Орловской губ. и Дмитровского у. Курской губ. Д.О. Святский выделил 7 групп костюма, отличного по крою понев и головным уборам. Исследователь практически не указывает тип кроя рубах, не уделяет внимание орнаменту понев, ограничиваясь описаниями "черные с малозаметными красными полосками в крупную клетку". В ряде случаев, описывая локальные группы останавливает внимание лишь на головных уборах, но не описывает с какими предметами одежды их носили, несмотря на то, что оценивает степень сохранности костюма на территории как хорошую.

В 1920-х проходят 5 крупных экспедиций музейных сотрудников по территории Калужской губернии. 

Лебедева Н.И.  провела 2 комплексные экспедиции, одна из которых непосредственно касалась территорий верховья Оки и Десны. В работе "Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки" она дает подробный анализ основных элементов женской и мужской одежды конца XIX –начала XX вв. и устанавливает границы распространения локальных комплексов. Автор выделяет 6 крупных групп, связанных с великорусским, малорусским и белорусским субэтносами.   Особенно внимательно в работе представлены головные уборы, как наиболее вариативная часть народного костюма. К сожалению в работе часто описываются отдельные элементы комплекса, но не даются описания полных комплексов и принципов комплектования одежды, нет возможности восстановить до конца что и с чем носили в данной местности. Даны не только характеристики основных типов предметов одежды, распространенных на территории, но и подробное описание головных уборов 22-х отдельных кустов сел. По результатам исследования были установлены границы полесской этнографической группы.

М.Е. Шереметева впервые провела исследования 2 локальных комплексов одежды районов Гамаюнщины и Монастырщины в окрестностях Калуги. Ей удалось проследить изменения народного костюма на протяжении 70 лет, т.е с середины XIX века.

Н.П. Гринкова проводит 2 маршрута экспедиции по западным районам Калужской губернии. Интересен метод сбора материала, примененный исследователем - предварительный сбор данных на осенней сельскохозяйственной ярмарке, куда съезжались жители ряда соседних деревень. Поскольку ярмарка всегда приурочена к празднику, жители стараются нарядиться и достают те костюмы, которые считают лучшими. С другой стороны, на ярмарке жители избавлялись от ставшей ненужной одежды, материалов, а другие покупали. Анализируя, таким образом, наряды посетителей, торговые предложения и спрос на них, методом наблюдения и опросов жителей Гринковой удалось выявить тенденции в сохранении и угасании традиционного костюмы в разных кустах сел.

Из-за крайней бедности в послевоенное время в ряде сел продолжали донашивать старинные костюмы, особенно верхнюю одежду и обувь, традиционные юбки и сарафаны. В послевоенные также складывается система народных хоров при колхозных домах культуры. Во многих случаях традиционный крестьянский костюм становится сценическим для участниц, как это произошло и в д. Крутиловка. Вторичное использование традиционного костюма для сценирования народных праздников и выступлений позволило сохраниться этнографическим образцам начала ХХ века вплоть до XXI в.

В 1955 г. научный сотрудник ГМЭН СССР Обновленская Е.А. проводит экспедицию в Перемышльский, Медынский, Тарусский р-ны Калужской области, где собирает информацию о жилище и поселениях и среди прочего работу мастериц-вышивальщиц тарусской артели, специализирующейся на вышивке «перевить». В 1960-м году также обследуется Тарусский район, в ходе экспедиции описан колхозный праздник, где в качестве элементов одежды ряженых используется старинная одежда.

И.П. Работнова, участвовавшая в 1956 г. в экспедиции Научно-исследовательского института  художественной промышленности по Тульской и Орловской областям, имевшей целью сбор материала по русскому народному искусству, описала костюм однодворцев жителей д. Крутиловка Ново-Деревеньковского района Орловской области. Это один из самых восточных комплексов, описанных на Орловщине. В статье дано подробное описание элементов праздничного костюма замужней женщины, включая 11 составляющих головного убора и  девичьего костюма с полосатой юбкой-андараком и головным убором из сложенного платка, завязанного «узел выше лба» с цветами поверх него, зафиксированного по описаниям местных жительниц

1966г. Постановление Министерства культуры РСФСР «О необходимости изучения на местах и создания отделов народного искусства в картинных галереях и художественных музеях» стимулирует новую волну экспедиций региональных музеев, которая позволяет собрать новые материалы. В 1984 г. состоялась экспедиция Н.Н. Сосниной в юго-восточные районы Калужской области: Козельский, Хвастовический в села, где традиционный костюм сохранился у участников местных народных хоров.

В 1980-е годы в крупных городах складывается фольклорное движение любительских ансамблей под руководством филологов-фольклористов, историков, этнографов и этномузыкологов, педагогов иного профиля. В 1990-2010-х гг. исследовательская деятельность фольклорно-этнографических коллективов достигает пика активности. Проводятся десятки экспедиций и поездок по Верхней Оке, в результате которых формируются собственные фонды коллективов, включающие аудио и видеорепортажи о костюме, фотофонды, коллекции регионального костюма. Наиболее методичную работу по изучаемому региону проводили фольклорный центр «Ветка», коллектив педагогов ДШИ им. Балакирева, продолжают центр традиционной культуры южного Подмосковья «Истоки», фольклорно-этнографический центр «Дербеневка». Работа последних 2 центров направлена на изучение локальных особенностей верхнеокского и подмосковного костюмов, их описание и реконструкцию. Сбор информации о костюме происходит в рамках комплексных фольклорно-этнографических экспедиций, изучающих быт, песенный и устный фольклор, календарную обрядность и отдельных целевых маршрутов, посвященных костюму.

В течение ХХ века цели экспедиций менялись. Основными целями, которые ставили перед собой исследователи начала века был поиск этнографических границ между тремя главными отраслями русского народа - великоросами, малоросами и белорусами //? Святский, Лебедева//. В 20-х годах среди задач встречаем выявление разграничений между южновеликоросами //?Святский*//, а также описание более узких локальных регионов и выявление более компактных групп, "на которое делится великорусское племя в зависимости от историко колонизационных и культурно-сословных отношений". //? Дебедева, Народный быт. Шереметева, Крестьянская одежда гамаюнщины, Все венки с.18*//. Экспедиции рубежа XXI века прежде всего нацелены на описание узколокальных комплексов, реконструкцию особенностей комплектования одежды для разных социовозрастных категорий и выявление границ условно обозначенной этнографической территории Верхней Оки. Т.о. мы наблюдаем в течение века постепенное сужение фокуса этнографических исследований и все большее внимание к детальным различиям на локальном уровне. Привлечение богатого археологического, генеалогического и диалектологического материала, накопленного в ХХ веке, позволяет исследователям более точно обозначать границы локальных областей и пути миграции населения, прослеживать взаимовлияние и заимствования различных групп. Большой объем предметов одежды позволяет выделять ключевые признаки, по которым можно проводить границы и маркировать те или иные предметы, составлять определители предметов одежды, использование которых будет полезно для аттрибутирования многих предметов музейных и частных собраний, не имеющих точных легенд.

В ходе изучения локальных особенностей костюма населения Верхней Оки была поставлена задача выявить изученные регионы, по которым зафиксированы материалы по традиционному костюму или репортажи о нем и белые пятна на карте, где информация полностью отсутствует. Были нанесены на карту маршруты экспедиций, данные о селах, материалы по которым есть в фондах музеев.

В отношении быв. Орловской губернии при прослеживании маршрутов ранних экспедиций исследователей, мы видим, что все экспедиции, начиная с материалов Сполохова 1849 г, затем Н.М Могилянского в 1902-1903 гг., Д.О. Святского в 1910 г., Н.И. Лебедевой в 1926 г. проходили по территориям западных районов Орловской губернии и частично дублировали друг друга. В этом проявилась общая тенденция, по описанию Токарева характерная для русской этнографической науки еще с XVIII века, стремление в первую очередь изучить приграничные территории изучаемого ареала, и лишь затем внутренние, или же на экстраполировать полученные на границе результаты на весь ареал.


[Хорошо бы добавить библиографию к докладу...]
Работа над диссертацией не была завершена, материалы публикуются "как сохранились". Если будут заинтересованные в них люди, я найду время добавить ссылки, иллюстрации, библиографию и др. полезные данные. 

Например, если вы тоже исследуете эти территории и вам интересно познакомиться с картой в формате Google Earth - напишите мне https://www.facebook.com/a.neslukhovskaya

Поделитесь ссылкой с друзьями: