Традиционное браное ткачество на верхнем цепу в Белевском районе Тульской области.

Неслуховская Анна Вячеславовна, аспирант РЭМ, преподаватель ФЭЦ "Дербеневка"

Материалы доклада на конференции "Евдокиевские дни", Шенкурск, Архангельская область. 2015 г.

Фото обложки - экспедиционный архив ФЭЦ "Дербеневка", Белевский р-н Тульской области (421201-06,04-02_2561(к24)).

Комплекс женской традиционной одежды Белевского района Тульской области в ХХ веке состоял из короткой рубахи «рукава», круглого сарафана московского типа, занавески с отрезной грудкой без рукавов, пояса. Комплект мог быть дополнен «коротенькой»   - корсеткой с отрезной спинкой со сборками из плюша, тонкого сукна. В качестве основного головного убора использовали шелковый, шерстяной или ситцевый платок, полушалок. До 30-х годов ХХ века в ходу были комплексы с круглой поневой с прошвой. Для них характерным головным убором женщины являлась сорока типа «махренка» с позатыльнем, повязкой «бантами», деталями из птичьих перьев – височными привесками «кудри» из хвостовых перьев селезня, наушными шариками «пушки» из гусиного пуха, лентами. Полных комплексов с поневой в экспедициях конца ХХ – начала XXI века зафиксировать не удалось ни в одном из сел Белевского района, нет таковых и в районных и областных музеях.

Женская рубаха имеет типичный для района крой. Стан состоит из 4 полотнищ (2 спереди, 2 сзади). Рукав шьется в два или полтора полотнища шириной. Верхнее полотнище рукава цельнокройное, без полика. Верхняя часть рукава, переднее и заднее полотнище, собранные на мелкую сборку на 2-3 нитки образуют горловину рубахи. Рукав вшивается по утку прямо или в прямоугольный вырез полотнищ стана по основе с разворотом по утку. Нижняя половина рукава пришивается к стану. В разрез по центру нижнего полотнища вшивается квадратная ластовица. На запястье рукав собирается на мелкую сборку или складку, обшивается манжетой 3,5-4 см высотой.

Рукав по оплечью декорируется полосами перетычки красой бумагой, браным ткачеством по верхнему цепу с характерным геометрическим орнаментом в форме шашечек, крестов, сеток, кругов. Более поздним вариантом декора является вышивка крестом красными и черными, цветными (красными, зелеными, голубыми, розовыми) нитками мулине. Узоры растительные, зоо и антропоморфные из печатных изданий. По оплечью может быть вставлена между фрагментами ткачества или вышивки полоса коклюшечного ручного или фабричного кружева, шитья, тюли (ширина полосы 5-10 см.) Рукава праздничной рубахи декорированы она всем протяжении от 5-10 см от ворота до локтя.

Рубахи с забранными рукавами в большинстве случаев сотканы на льняной или бумажной основе преимущественно с бумажным утком. Рубахи с хлопчато-бумажным утком считались более праздничными. Для основы использовали нити средней толщины или тонкие, заправленные в берда № 90-120, по 2 нити в зуб. Уточная нить могла быть немного толще нити основы. При тканье ее прибивали чуть плотнее, чем нужно для получения балансового полотна. За счет этого удавалось достичь интенсивного красного цвета полос и узорных фрагментов. Типичная ширина красных полос в 12-16 красных нитей, они перемежаются с 1 белой.

Непосредственно технику ткачества зафиксировать в полевых условиях не удалось, но удалось ее реконструировать несколькими способами в двух-ремизном и многоремизном варианте. Узор выбирается по открытому зеву по верхним нитям с помощью бральницы, затем переводится за ниты и закрепляется с помощью ценовых закладок. В образованный дополонительный зев прокладывается красная нить. Затем по тому же зеву набираются противоположные нити, все, которые не были задействованы в предыдущий набор. В образованный таким образом зев прокладывается белая нить. Один узор повторяют 6-11 раз до получения столбика, клеточки – элемента, из которого строится геометрический орнамент. Таким образом с лицевой стороны образуются длинные красные и белые перетяжки уточной нити, с изнаночной – гладкое полотняное переплетение без разрывов.

Данный вариант ткачества характерен для рубах, рушников. Намного реже встречаются завески, декорированные в этой технике. Для занавесок более характерно простое полотняное ткачество с перетычками красной бумагой и пришивные полосы вышивки в технике «цветная перевить» по продернутой сетке.

Рассмотренная техника вышивки зафиксирована на севере, северо-востоке и в центре Белевского района. Верхней границей датировки рубах данного типа вероятно являются 1920-е годы. Для соседнего Одоевского района, примыкающего к Белевскому с северо-востока, характерно 2-4-х ремизное ткачество с более мелкими шашечками и полосами, с полосами черного цвета. В Белевском ткачестве черный цвет также может присутствовать в качестве незначительного вкрапления.

Если вас заинтересовала эта статья, вы хотите, чтобы тут появились иллюстрации, или хотите пригласить меня с докладом - напишите мне https://www.facebook.com/a.neslukhovskaya

               


Поделитесь ссылкой с друзьями: