Анна Неслуховская
Дата публикации:
Тип содержимого: Статья

Традиционные русские женские шейные украшения Верхнеокского региона ХIХ-ХХ веков.

УДК 391.7

Статья на сайте КиберЛенинки 

Неслуховская А. В. аспирант, Российский этнографический музей

mindculture@yandex.ru

89057399293

Изучение свыше 100 шейных украшений крестьянского населения Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей позволило разделить их 3 группы по морфологии, описать локальные стилистические особенности для разных районов, выявить специфику комплектования с другими украшениями.

Ключевые слова: бисерные украшения, традиционные украшения, ожерелья, бусы, русский традиционный костюм

Traditional Russian necklaces from Upper Oka Region in XIX-XX centuries

As a result of anlisis of more then 100 nacklaces from Cental Russia we devide them onto 3 groups: necklaces, beeds, bands, describe local styles and combinability with other women's decorations.

Key words: traditional necklaces, women’s jewelry, Upper Oka, traditional Russian clothes

Верхнеокский этнографический регион включает пограничье современных Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей. К началу ХХ века здесь единовременно бытовали несколько типов комплексов традиционной одежды. Наиболее архаичным является комплекс с поневой: распашной равнополкой или разнополкой в Калужской, Брянской, Орловской областях, круглой поневой с прошвой в Тульской и Орловской областях. Вторым типом является комплекс с косоклинным сарафаном, бытовавший в Перемышельском, Козельском, Калужском районах. В конце XX в. широко распространился комплекс с круглым сарафаном с отрезной спинкой и позднее – парочка, комплект из юбки или сарафана и блузки. Обособленно бытовал комплекс с юбкой-андараком, распространенный среди однодворцев Одоевского и Новосильского районов. Важной составляющей женского образа были шейные, нагрудные, головные и ушные украшения, которые являлись неотъемлемой частью каждого комплекса. Бисерные украшения крестьянки преимущественно изготавливали самостоятельно, серьги заказывали мастерицам-надомницам, специализировавшимся на отдельных видах рукоделия, бусы и ленты, материалы покупали на ярмарках и у разъезжих торговцев. Характер местных украшений определялся как сложившимися традициями, так и доступностью новых материалов и образцов.

При подготовке статьи были использованы материалы описей и фондов Российского этнографического музея, Калужского областного краеведческого музея, Тульского областного краеведческого музея, Одоевского, Белевского, Болховского, Мценского, Новосильского районных музеев, материалы экспедиций Фольклорно-этнографического центра «Дербеневка», опубликованные материалы каталогов и фотоархивов, частных коллекций. Наибольшую ценность представляет коллекция, собранная Н.М, Могилянским, включающая свыше 200 бисерных украшений, серег, лент с территории Брянской, Калужской, Тульской и Орловской губерний. Коллекция включает типичные предметы, бытовавшие в селах в конце XIX в., позволяет оценить вариативность, характерную для отдельных сел и выделить типичные признаки локальных традиций. Дополнительную информацию о характере бытования украшений в составе комплексов дают полевые исследования начала XX в. Д. О. Святского, Н.М. Могилянского, Н.И. Лебедевой, М.Е. Шереметевой, Н.П. Гринковой[1]. Сопоставление материалов фондов музеев с материалами полевых экспедиций ФЭЦ «Дербеневка», проведенных в 1990-2010-х гг. позволяют проследить динамику изменения украшений и более точно описать их локальные особенности.

 По форме изученные украшения относятся к периоду середины XIX – начала XX вв. По времени изготовления можно выделить украшения середины-конца XIX в., порубежья XIX-XX в., украшения 1910-1920-х. Отдельно следует рассматривать украшения 1960-1990, выполненные местным населением по образцам старинных из новых материалов для этнографических хоров и музеев. Украшения каждого периода различаются по техникам исполнения, материалам, стилистике и колористическим решениям.

 Имеющийся круг источников не является в полной мере репрезентативным и неравномерно отражает картину бытования украшений по регионам и по временным периодам. Часть районов практически не была представлена в собраниях начала века и не была затронута экспедициями. Несмотря на это представляется возможным составить общую типологию украшений данного региона и описать их локальные варианты.

 В данной работе будут рассмотрены только шейные украшения. Именно они являются обязательным элементом любого женского костюма, в то время как ушные, нагрудные, головные элементы могут отсутствовать. Примеры шейных украшений Верхнеокского региона немногочисленны как в литературе, так и в экспедиционных материалах музеев и частных собраний. Наиболее богат и разнообразен материал по Калужской (более 30 вариантов), Брянской областям (изучено более 20 примеров, в т.ч Севского р-на, ранее принадлежавшего Орловской губ.), немногочисенны образцы Орловской и Тульской областей[2].

 Тип шейных украшений включает украшения, надеваемые по шее, захватывающие ее по всей окружности и закрывающие шейную ямку. На изучаемой территории мы выделяем три группы шейных украшений: ожерелья, бусы и ленты. К ожерельям мы относим все украшения, имеющие в конструкции - ошейник, плотно облегающий шею, к которому могут быть присоединены дополнительные элементы. В этой группе можно выделить подгруппу декорированных ошейников, ожерелий с плетеными сетками-поднизями из бисера и бусин, ожерелья с рядами свободных нитей бус. 

 Примером украшения первой подгруппы ожерелий – ошейников - являются подгорлики однодворцев Новосильского района Орловской области, называемые. Подгорлики - узкие полосы кумача (2 х 25 см.), вышитые мелким бисером в 2-6 цветов с геометрическими орнаментами "квадраты", "ромбы", "в ковылюгу" (волна)[3]. Предпочитаемые цвета – розовый, голубой, прозрачный, черный, молочный. Другим примером служат ожерёлки, узкие полосы кумача, с нашитыми нитями из красного, черного бисера в 3-5 прямых рядов и украшенные медными бляшками. Украшения застегивали на медные пуговицы. Ожерёлки бытовали в Севском районе Брянской области. Третьим примером являются нашейники – вышитые крестом по кумачу ошейники, отделанные суровым кружевом. Такие украшения в начале XX в. пришли на смену комплекту с «языком» (см. ниже) в окрестностях Калуги[4].

 Вторая подгруппа является наиболее многочисленой. Она включает локальные варианты, имеющие названия ожерелье, ожерЕлок, жерЁлок, жерелОк, нашейник, ожерелье с поджЁрелком, ошейник, подошейник, борода, язык. Большинство названий отражает назначение этого типа украшения - закрывать "жерло" - горло. Основной деталью любого ожерелья является воротник-ошейник - узкая полоса ткани 1-4 см высотой, которая застегивается или завязывается плотно вокруг шеи. Ошейник может быть изготовлен на жесткой основе из луба, бересты или бумаги, холста. Ошейник украшали вышивкой нитками, бисером, бусинами и стеклярусом, пайетками, нашивали поверх плетеную из бисера сетку. К ошейнику пришивали бахрому, кружевные или тканевые рюши, бисерные поднизи, матерчатые декорированные полосы - языки. 

 Наиболее старым из известных вариантов ожерелий является калужское украшение борода. Борода предствляет собой тяжелую бисерную поднизь, пришитую к ошейнику из кумача. Длина поднизи составляет 12-20 см, ширина сетки по вороту 15-20 см, этого достаточно чтобы закрыть шею и разрез рубахи на груди спереди. Сетка "бороды" нижется вертикально или горизонтально с ячеей в 8 бусин, так же как сетка большинства южнорусских бисерных позатыльней. Для бороды характерны орнаменты "волна", "ромбы", "репей". Белый бисер чаще образует узор волны или галочек между цветными ромбами. Борода целиком выполняется как низаная сетка, либо заканчивается крупными петлями бисера, соединенными по нижнему краю между собой. От других жерелков низаных мелкой сеткой борода отличается особенно плотным геометрическим орнаментом и длиной сетки. От массивных рязанских украшений калужская борода отличается тем, что закрывает только горло (рязанские, орловские ожерелья расстилаются по груди и плечам) и ячеей сетки (орловскиеи рязанские нижутся в 12,16, 20 бусин). Известны примеры бороды из быв. Мосальского и Хвастовического р-нов Калужской области[5]. Кумачевый ворот бороды с. Подбужье целиком расшит вышивкой шелковыми нитями, латунными блестками, по верхнему и нижнему краю расшит нитями перламутрового бисера, по центру поверх вышивки нашиты перламутровые и красные пуговицы. Это типичный пример оформления калужского ожерелья. Поверх кумача в старинных вариантах может быть нашит галун, в более поздних вариантах - тканая покупная тесьма. Ожерелья застегиваются на металлические, перламутровые, люстровые, матовые платсмассовые пуговицы или на завязки. По свидетельству Н.И. Лебедевой «бороду носили девочки лет с пяти, молодые бабы и некоторые старухи до самой гробовой доски»[6].

 Более простым типом украшения были ошейники или подошейники. Подошейники построены по типу "бороды" и состоят из кумачевого ворота нахолщовой основе и низаной сетки с геометрическим орнаментом. Высота сетки составляет 2-8 см, ниже свисают петли бисерных нитей высотой в 15-30 бусин, соединенные по нижнему краю в единую линию, реже - свободные. Предпочитаемые цвета бисера – голубой, янтарный, красный, белый, зеленый. Подобные украшения были характерны для окрестностей с. Кцынь, Подбужье Хвастовического р-на. В соседнем с. Пеневичи носили похожее украшение жерёлок, также состоящее из бисерной поднизи и кумачевого воротника. Его бисерная сетка визуально разделена на 3 части - верхняя нижется высокими столбиками в 12 и более бисерных нитей, посередине они соединены рядами низаной сетки с ячеей 8 бусин, заканчивается украшение также столбцами из свободных длиных бисерных петель (высота петель до 4-5 см, высота всего жерёлка - до 12-15). Наличие несоединенных столбиков и петель делает украшение более легким и воздушным по сравнению с бородой и подошейником. Ворот жерёлка образцов середины-конца ХХв. сделан из красной или малиновой ткани, украшен одним рядом пуговиц, фабричной тесьмой, бусинами перламутрового оттенка. Наиболее поздние варианты украшения второй половины XX века изготовлены из пластикового "лыжного" и перламутрового бисера фуксинового, прозрачно-желтого, сиреневого, темно синего тонов. Более старые украшения сохраняют традиционный колорит с использованием современных желтого, темно-зеленого, красного, белого, прозрачного, бирюзово-синего бисера.  Орнамент подошейника, жерелка - мелкие крестики, горизонтальные, вертикальные или диагональные полосы разных цветов, узоры без выраженной геометрии. Подошейники такого типа бытовали в граничащих Хвастовическом, Жиздринском районах Калужской области, Брянском, Жуковском районах Брянской обл и шире на территории, относимой к Калужскому полесью. Бороды, подошейники, жерелки на этой территории носили в сочетании с нагрудным украшением – плоским гайтаном, называемом снизкой, монисто, выполненным из одного материала в сходном колорите с геометрическими орнаментами.

 Несколько иначе выглядят ожерелья пограничья Ульяновского и Хвастовичского районов Калужской области. К кумачевым ошейникам по нижнему краю присоединяли короткие (1-2 см) низаные бисерные сетки, заканчивающиеся длинными свободными петлями из разноцветного бисера (в одну нить или в две нити, перехваченных между собой узором "ромбы" по всей высоте). Концы петель могли украшать помпонами-бантиками из разноцветной шерсти, которые называли бубенчиками.

 Особый комплект украшений представляет калужский вариант язык с гитаном. Он состоит из высокого ошейника (до 4 см), украшенного расшивкой галунами и пайетками, к которому по центру пришита тканевая лента на бумажной основе (шир. 4-5 см, дл. 15-40 см), расшитая сходно с ошейником. В месте крепления к ошейнику лента разведена надвое (разрез до 5 см.). Языки шили из красной или синей материи. Поздние варианты второй половины ХХ века выполнены с применением поздних синтетических материалов ярко-розового цвета, страз, пайеток.  Язык носили в комплекте с гитаном - двойной лентой, выполненной в той же технике (ширина каждой ленты 4-5 см., длина до 45 см). Надетые вместе гитан и язык закрывают грудь тремя широкими линиями - двумя диагональными и одной центральной, сходящимися на уровне солнечного сплетения. Старинные языки были короче (до 15-20 см). Обычным было соединение «языка» и сетки низаной из из бус, которую также пришивали к ошейнику. Этот комплект украшений бытовал у населения Гамаюнщины, группы сел южнее Калуги. В Козельском районе похожее украшение носили с рядами бус, без гитана.

 Ожерелья Тульской области наименее многочисленны, в коллекциях всех музеев их наберется не более десяти. Несколько известных ожерелий имеют ошейник из кумача, расшитый прямыми линиями бисера, блестками и дополнены свободно свисающими петлями пестрого бисера, известен вариант с ошейником из черного бархата на холщовой основе, с расшивкой латунными блестками - ромбами, пластмассовыми белыми или перламутровыми "люстровыми" пуговицами, цветными шерстяными вьнами. К ошейнику пришиты короткие поднизи (2-5 см): бахрома из петель толстой шленки зеленого цвета с серебристыми "гантельками" дутого стекла, в другом варианте ошейник дополнен бисерной поднизью из ромбов черного бисера с белыми, зелеными, золотистыми бисеринами в углах ромба, заканчивается крестиками из 4-х бусин. Ячея сетки состоит из 12 бусин. Поднизь довольно широкая, почти во всю ширину ошейника, т.е закрывает и горло, и плечи. Такие украшения бытовали в Ефремовском районе.

 Брянские [АН1] образцы представлены ожерельми или сетками. Это ошейники на твердой основе из картона или луба высотой 1,5-2 см, обшитые бумажной тканью, часто белым коленкором, миткалем, кумачом или черным бархатом. По ткани проложена плетеная на конском волосе сетка из мелкого бисера с геометрическим орнаментом, называемая «ленточный набор», параллельные ряды пуговиц. Размер ленточного набора составляла 2 х 15-25 см. По нижнему краю пришивали невысокие бисерные сетки с геометрическими узорами (3 -7 см высотой, 15-20 длиной), которые могли оканчиваться петлями и кружками из бисера. Эти украшения были распространены у насления Севского, Трубчевского районов[7]. Их носили с плоскими гайтанами – монисто. От калужских украшений они отличались более тонким исполнением, орнаментированием ошейника мелким бисером, преобладанием светлых оттенков (голубого, белого, молочного, желтого в сочетании с красным, зеленым, синим).

 Примерами украшений Орловской области являются жерёлки, отличающиеся от калужских жерелков структурой сетки и размерами. Ошейник жерёлка представляет полосу из красного или малинового ситца или сатина высотой 2-3 см, украшен тесьмой, галуном. По верхнему краю из-под ошейника выпущен ряд заложенной мелкой складкой материи (красной или белоземельной). К нижнему краю пришивали подкладку красной ткани высотой до 25 см, по краю подкладки нашивали кружево белого, зеленого цветов (до 1-1,5 см). Поверх подкладки шла низаная сетка из золотого или серебристого однотонного стекляруса с ячеей в 6 трубочек либо из разноцветного яркого бисера или стекляруса, дутых, фарфоровых или пластмассовых бус. Ячею сетки из бисера делали с увеличением от 8 бусин в верхней до 20 в нижней части украшения. Какой-либо четкий орнамент на бисерной сетке жерёлка не прослеживается, встречаются горизонтальные волнообразные линии. Нижний край сетки декорировался крупными бусинами и петелеками[8]. Украшение было широким и закрывало грудь и плечи. По структуре сетки и ширине орловские варианты близки к рязанским украшениям.

 В третью подгруппу ожерелий объединены украшения, имеющие основу в форме текстильного ошейника с пришитыми к нему рядами бус или бисерных нитей. Они носили название ожерелья, ожерелья с поджерелком. Число нитей бус могло достигать 20. Нити бус могли быть однородными из коралловых бусин, или пестрыми, с перемежением бусин разной величины. Подобные ошейники носили или как самостоятельные украшения, или с гайтанами, называемыми монисто, решетка. В ряде случаев под бусы к ошейнику пришивали шерстяную, коленкоровую, миткалевую подложку – сосборенный прямоугольник ткани малинового, алого, розового или белоземельного оттенка. Иногда подложку по нижнему краю декорировали полосой кружева. Подобные украшения с нитями дутых бус в Брянском районе получили название ожерелья из давных кралек[9]. В одном из жерёлков этого с. Пеневичи произошло совмещение двух украшений - собственно жерелка и пришивных бус. К вороту спереди поверх бисерной сетки пришиты 9 разной длины нитей хрустальных, стеклярусных и бисерных бусин прозрачных тонов. Ряды стеклярусных бус сделаны двойными, с редкими перемычками из красных и белых бисерин[10]. Украшения этого типа носили в Брянском, Белевском, Козельском районах. Для Калужской и Рязанской областей известно распространение бисерных ожерелий с рядами низаных бус, которые носили как с жерелками, так и отдельно.  В ряде случаев бисерные нити прикреплены к завязкам, что сближает украшения этого типа с бусами.

Бусы

К бусам мы относим одиночные длинные или короткие нити с бусинами или бисером. Бусы могут иметь застежку, завязку или быть достаточно длинными, чтобы свободно надеваться через голову. В середине ХIХ века наиболее популярны были дутые бусы из янтаря, кораллов или терракоты, красного, белого, молочного фарфора. Позднее с развитием стеклодувного промысла появились пустотелые бусины серебрянного, золотого цветов, с «бензиновыми» переливами. По размеру и форме бусины были различны, от 0,5 до 3 см, круглые, вытянутые, гантелевидные, приплюснутые. Крупные бусины могли перемежать с мелкими бусинами или с бисером. Бусы носили во много рядов, надевая под горло одни на другие так, чтобы получился "зоб", закрывающий гортань и шейную ямку. Бусы были особенно распространены вблизи тоговых городов и станций, в окрестностях Одоева, Белева, Калуги, Козельска. В этих районах отсутствовали бисерные украшения и элементы головных уборов. В Новосильском и других районах Орловской области бусы сочетали с плоскими гайтанами, в Жиздринском и Хвастовическом районах, где была устойчива традиция ношения бисерных украшений бусы довольно редки. Широкому распространению дутых бус способствовало развитие стекольных заводов, в особенности по производсту аптекарской и иной дутой посуды, при которых формировались кустарные центры камушного промысла[11].

Ленты как шейное украшение

Третью группу шейных украшений составляют ленты. В качестве шейного украшения в среде однодворок Новосильского района были распространены банты из травчатой атласной ленты. Излюбленным цветом ленты был красный, синий, зеленый, фиолетовый с желтыми, зелеными, белыми, голубыми цветами или однотонные. Ленту подвязывали вокруг шеи под отложной воротник рубахи-манишки и завязывали спереди плоским бантом. Подобные банты носили однодворки Тульской, Курской, Воронежской, Тамбовской губернии. Украшения также могли быть сшивными, для этого лента укладывалась 3-5 сшитыми петлями по груди. Длина каждой петли могла достигать по 25-35 см. Все петли нашивали на ленту или полосу кумача, которую завязывали прямо вокруг шеи.

 Традиция носить ленту как шейное украшение также широко распространилась в Белевском районе Тульской области в 1/3 ХХ века. Девушки повязывали шелковую однотонную ленту розового, красного, зеленого, голубого и др. цветов поверх узкого ворота рубахи, завязывали спереди бантом и укладывали концы по груди. Поверх ленты надевали в несколько рядов дутые стеклянные и янтарные бусы. Одновременно с шейной лентой девушки могли носить бисерный гайтан-хрестовку или чипочку в один или несколько рядов, или крест на ленте - замене гайтана. 

 Шейные и нагрудные украшения использовали раздельно или в комплектах, сочетали с бусами и шейными лентами. Анализ полевых материалов и фотографий конца XIX – начала ХХ вв. показывает, что для крестьянок пограничья Калужской и Брянской областей одинаково важным было наличие жерелка или замещающих его бус, закрывающих горло в несколько слоев, и нагрудного украшения, маркирующего зону груди и солнечного сплетения. Комплекты из жерелка и гайтана, обычно выполненных в едином стиле, сохранились на территории Хвастовического, Жиздринского, Севского, Трубчевского районов, население которых относится к особой этнографической группе полехов или граничит с ними. В Брянском уезде жерелок заменился на ожерелье с нитями бус. Здесь[АН2] их распространение коррелирует с ареалом головных уборов с массивными бисерными позатыльнями. Эти украшения дополняли архаичный поневный комплекс с распашной синей поневой, рубахой с косыми и прямыми поликами, туникообразным фартуком-занавеской.

В среде однодворцев Орловской области обязательными являлись бусы или ленты и нагрудное украшение типа гайтан, которое могло дополняться множеством бус и украшениями из лент. Здесь украшения дополняли комплекс с юбкой-андараком или круглой поневой с прошвой и рубахой-манишкой. Гайтаны Орловской области намного длиннее калужских и брянских, до низа живота. Их носили по несколько штук единовременно, могли заправлять за пояс фартука.

Шейные и нагрудные украшения почти не сохранились в среде барского населения Белевского, Одоевского, Арсеневского, Чернского районов Тульской области бисерные украшения не известны и память о них среди населения не сохранилась.

В 1920-х гг. в период дефицита бисера и другой фурнитуры практически повсеместно на смену описанным украшениями пришли шелковые ленты и бусы из дутого стекла. Технологии изготовления украшений в ряде сел сохранились до конца XX века и, с появлением пластикового бисера, а позднее и стеклянного, жительницы, включая девочек, вновь стали низать гайтаны и жерелки для сценических костюмов народных хоров. При этом в местах, где приверженность старым формам украшений была сильна, в частности в Полесье, население использовало новые материалы для создания старых украшений, в других местах, где технологии уже оказались утраченными, ушла мода на старинные украшения или не возникло сильных фольклорных ансамблей, довольствовались многослойными бусами из дутого стекла.

Украшения девушки, как и сарафаны, головной убор, являлись частью ее имущества, которое не могло быть продано родителями без ее согласия[12]. Количество украшений и их ценность служили маркерами состоятельности семьи невесты.

Головные уборы и украшения, особенно бисерные, сохранились намного меньше в сравнении с текстильными элементами костюма. В первую очередь это связано с высоким влиянием моды на эти элементы женского костюма. Украшения и уборы носили меньшую утилитарную нагрузку, чем базовые элементы одежды – рубаха, сарафан или понева, передник. С утратой семантической нагрузки и эстетической ценности, украшения и головные уборы быстро теряли свою ценность. Под влиянием моды также быстро утрачивалась и технология изготовления. Третьей причиной стало снижение доступности расходных материалов для традиционных украшений. В конце XIX в. резко снизился процент импорта бисера и практически прекратилось его собственное кустарное производство в России[13]. В 1910-1920-х приток галантереи в деревню практически прекратился и восстановился, уже с новым ассортиментом только в середине 1920-х[14]. Также сократилось производство продукции галунных и канительных фабрик, поставлявших тесьму, галун, блестки, которые были неотъемлемыми декоративными элементами женского костюма. Взамен широкое распространение получили ленты, стеклянные дутые бусы, «елочный» стеклярус[15]. Украшения из старых элементов чаще всего распускали и использовали как источних материала для создания новых, более модных вещей, или продавали на ярмарках жителям более консервативных сел или старьевщикам, о чем упоминают Н.П. Гринкова и Н.И. Лебедева, посещавшие ярмарки в 1920-х гг[16].

Заключение

В статье дан обзор шейных украшений, бытовавших на территории пограничных районов Брянской, Калужской, Орловской, Тульской области. Выделены три группы украшений, распространенных в начале ХХ века – ожерелья нескольких форм, бусы и ленты. Описаны морфологические особенности украшений разных районов и особенности комплектования украшений, сочетания с основным комплексом одежды. Также показана динамика смены украшений с распространением фабричных товаров и городской моды.

Если вас заинтересовала эта статья, вы хотите, чтобы тут появились иллюстрации, или хотите пригласить меня с докладом - напишите мне https://www.facebook.com/a.neslukhovskaya

[1] Святский Д.О. Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний, Живая старина, 1910. Вып. 1-2. – С. 3-4.; Могилянский Н.М. Поездка в Центральную Россию для собирания этнографических коллекций. Материалы по этнографии России . СПб.: Т. 1, 1910 с.; Лебедева. Н.И. Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки (этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925 и 1926 гг) Научные труды, Т.1, Рязань 1996; [1] Шереметева М.Е. Крестьянская одежда Калужской гамаюнщины. Этнографический очерк (Труды Калужского об-ва истории и древностей) Калуга, 1925.; Женская одежда в б. Перемышльском уезде Калужской губернии: с 26 рисунками на отдельных листах. Калуга. Калужский государственный областной музей, 1929 г.; Гринкова Н.П. Одежда западной части Калужской губ. Материалы по этнографии. Т. 3. Вып. 2. Л., 1927. С. 17-36


[2] Описи Российского этнографического музея коллекции 153, 160, 191, 223, 336, 337, 1321, 2012, 4201, 4884, 7349; полевые материалы ФЭЦ «Дербеневка» за 1997-2015 гг; описи ТОКМ, описи КОКМ


[3] Опись РЭМ Коллекция №160, 34-38


[4] Шереметева Крестьянская одежда с. 34


[5] Сафонова Г.Б. Художественные особенности женских народных украшений Калужского края XIX – начала XX в. Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья: Материалы 4–й региональной научной конференции. Калуга, 1991. С. 42 – 45.; Лебедева указ. соч.; Материалы экспедиций ФЭЦ «Дербеневка»


[6] Лебедева указ. Соч. с.76


[7] Опись РЭМ Коллекция 2012


[8] Архив ФЭЦ "Дербеневка". Валькова Т.Р., Артемьева Е.В. Костюм молодой женщины с. Алешня, Чудесные мгновения. Серия Традиционный костюм, Вып. 1 (5) М. 2005


[9] Описи РЭМ Коллекции 337, 1321


[10] Фотоархив ФЭЦ «Дербеневка», № 010506-01


[11] Неслуховская А.В. Галантерейный товар и его влияние на русский традиционный костюм XIX–начала XX в. с.


[12] Шереметева М.Е. Крестьянская одежда Калужской гамаюнщины. Этнографический очерк (Труды Калужского об-ва истории и древностей) Калуга, 1925.


[13] Моисеенко Е. Фалеева В. Бисер и стеклярус в России XVIII - начала XX века. Л., 1990


[14] Маслова Г.С. Изменение традиционного рязанского народного костюма за годы Советской власти (По материалам Комплексной экспедиции Института этнографии АН СССР, с. 102-117, 1966


[15] Там же с. 104


[16] Гринкова Н.П. указ. соч. сс.31-92

 

[1] Святский Д.О. Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний, Живая старина, 1910. Вып. 1-2. – С. 3-4.;

[2] Могилянский Н.М. Поездка в Центральную Россию для собирания этнографических коллекций. Материалы по этнографии России . СПб.: Т. 1, 1910 с.;

[3] Лебедева. Н.И. Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки (этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925 и 1926 гг) Научные труды, Т.1, Рязань 1996;

[4] Шереметева М.Е. Крестьянская одежда Калужской гамаюнщины. Этнографический очерк (Труды Калужского об-ва истории и древностей) Калуга, 1925.; Шереметева М.Е. Женская одежда в б. Перемышльском уезде Калужской губернии: с 26 рисунками на отдельных листах. Калуга. Калужский государственный областной музей, 1929 г.;

[5] Гринкова Н.П. Одежда западной части Калужской губ. Материалы по этнографии. Т. 3. Вып. 2. Л., 1927. С. 17-36

[6] Сафонова Г.Б. Художественные особенности женских народных украшений Калужского края XIX – начала XX в. Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья: Материалы 4–й региональной научной конференции. Калуга, 1991. С. 42 – 45.;

[7] Артемьева Е.В. Костюм молодой женщины с. Алешня, Чудесные мгновения. Серия Традиционный костюм, Вып. 1 (5) М. 2005

[8] Моисеенко Е. Фалеева В. Бисер и стеклярус в России XVIII - начала XX века. Л., 1990

[9] Маслова Г.С. Изменение традиционного рязанского народного костюма за годы Советской власти (По материалам Комплексной экспедиции Института этнографии АН СССР, с. 102-117, 1966

[10] Неслуховская А.В. Галантерейный товар и его влияние на русский традиционный костюм XIX–начала XX в. с.

 





 [АН1]Указать, что бранская тер. Была Орловской



 [АН2]Что входит в комплекс – поневы, завески, рубахи





Поделитесь ссылкой с друзьями: