Анна Неслуховская
Дата публикации:
Тип содержимого: Статья

Презентация доступна по ссылке

Думая о внедрении проектной деятельности педагоги и администрации школ хотят очень разных результатов. Для кого-то важно обеспечить формальное соответствие ФГОС, дать учащимся возможность защитить "индивидуальные проекты". Немногие пока честно готовы отвечать на вопрос "Чего мы на самом деле хотим для выпускников?" и что из этого мы можем дать им через проектную деятельность. Среди ответов могут быть:


1.Выявление реальных проблем и влияние на свою жизненную ситуацию

2.Профессиональные пробы и вход в культуру профессиональной деятельности.

3.Решение жизненных задач вместо заданий

4.Опыт поиска новых знаний и способов действия в ситуации неопределенности

5. Опыт принятия решений и ответственности за последствия

6. Коллективная деятельность, опыт групповой работы над созданием общего значимого результата.

7. Поиск новых рынков, ниш, возможностей для себя уже в школе

8. Развитие осознанности и осознания учащимися своих способов, возможностей и ограничений.

За понятием "проектная деятельность" в школе сейчас встречаются сразу несколько вариантов:
1.Реализация педагогических проектов, в которых участвуют дети. В этом случае замысел продукта и результатов принадлежит учителю. Это может быть событие, программа трансформации занятий.

2.Проектно-организованное (ориентированное) обучение. Часто встречается также под понятием "учебные проекты". Формат при котором изучение одного или нескольких предметов строится как "учебный проект". Часто сценарий проекта, материалы для изучения и формат результата задаются педагогом.

3.Обучение проектированию. Сейчас возникает много курсов с названием "Проектная и исследовательская деятельность", "Проектный час", "Технология проектирования". Часто это теоретический курс о том, что такое проекты, какие они бывают, как нужно работать в команде и представлять результаты. 

4.Проектная деятельность детско-взрослых команд. В идеале именно тут скрывается проектная деятельность, в которой инициатива во многом принадлежит ученикам, а учитель принимает роль наставника.

В работе с учебными проектами мы можем столкнуться с совсем непроектными форматами самостоятельной работы учащихся. Важно научиться отделять их и отличать от проектов.

1. Реферат. Возможность обобщить уже достигнутый уровень знаний по тому или иному вопросу, обобщение понимания учащихся по интересующему вопросу.

2. Эссе. Работа, позволяющая выразить собственное видение, мнение, позицию, проявить  самовыражение, выстроить через текст диалог с другими людьми.

3. Творческая работа. В ней ценно воплощение творческих идей, самовыражение, создание красоты или технического совершенства, создание и выражение нового смысла.

4. Лабораторная работа. Работа по воспроизведению конкретного метода, получению заранее понятного результата на практике.

5. Организация события. 

Все эти типы деятельности отличает от проекта то, что они не направлены на решение конкретной проблемы.


Проект – ограниченная во времени и ресурсах деятельность, направленная на решение конкретной проблемы известного круга заинтересованных лиц (стейкхолдеров*). Целью проекта является создание нового и востребованного продукта (предмета, сервиса, решения), с помощью которого будет решаться проблема.

Проектная деятельность – деятельность, направленная на решение проблемы и организованная по принципам проекта, включающая часть или все этапы жизненного цикла проекта. В школе может не хватить времени, ресурсов или опыта участников чтобы реализовать весь проект, добиться внедрения разработки и проверить как она решит проблему. Поэтому часто в школе работают до прототипа, модели, проверки первой гипотезы решения. 

Важно, что в школьном/ учебном проекте запланированы не только продуктовые результаты (решение, продукт, сервис прототип и т.п.), но и образовательные результаты – увеличение объема знаний участников, рост их компетенций или рост навыков в процессе проектной деятельности и освоение принципов и норм проектной деятельности как особого типа.

Важными критериями, которые позволяют отличить проект от непроекта будут:

1.Ограниченность во времени и ресурсах.

2. Направленность на решение проблемы (запроса, заказа) - изменение ситуации.

3. Наличие к владельца проблемы/заказа и его требования к результату (владельцем может быть заказчик - конкретная организация, группа людей, или группа, выделенная участниками на основе исследования целевой аудитории).

4.Создание, апробация, внедрение конкретного продукта - средства решения проблемы.

5.Командное взаимодействие в процессе.
Разворачивание работы в одном из типов деятельности или осознанный микс. Соблюдение принципов и норм выбранных типов деятельности.


Какими типами деятельности можно заниматься внутри проекта?

Создавать решение проблемы можно за счет любой деятельности. Главное отличать где цель, а где средства:

1.Игра или ее разработка

2.Творчество

3.Дизайн и конструирование

4.Исследование

5.Организация и управление

6.Предпринимательство

7.Образование и саморазвитие 

Внедрение проектной деятельности заставляет менять подход к организации обучения, пересматривать цели и образовательные результаты, трансформировать роль педагога в роль наставника и осваивать нормы сопровождения (наставничества) в проектной деятельности, создавать новые орг. условия для практикоориентированной и проблемно-ориентированной деятельности учащихся. 

Для того чтобы пройти этот путь корректно нужно воспринимать внедрение проектной деятельности как организационный проект школы (совместно администрации и пед. состава). 

Проектная деятельность в школе становится инструментом преобразования школы, как центра социума и позволяет участникам образовательного процесса стать заказчиками проектных решений учащихся.

1.Город в позиции заказчика на школьное проектирование

2.Ученики как заказчики городских изменений

3.Детско-взрослые кружки/партнерства как способ влияния на свою среду

Чтобы сопровождать проекты учащихся педагогам-наставникам нужно иметь свой собственный опыт работы в проектном залоге. Чаще всего этому педагогов не обучали. Это логично, т.к еще недавно требования к компетенциям педагога и, соответственно, содержание педагогического образования, были ориентированы на традиционную объяснительную модель.

Где учитель может получить опыт проектирования, кроме работы с детьми над проектами?

    1. Педагогические проекты учителей
    2. Организационные проекты учителей и администрации
    3. Проекты тьюторского сопровождения учащихся
    4. Проекты наставнического сопровождения коллег
    5. Проекты саморазвития

 

Как выбрать форматы проектной деятельности под приоритетные задачи?

Сперва определить на какие задачи вы хотите работать и что собираетесь развивать, затем искать типы проектов, форматы, методы!


А дальше выбирать приоритетные направления проектов, отталкиваясь от:
От интересов педагогов
Очень важно учесть, чего хотят сами педагоги, что им интересно, в чем они специалисты. Эксперименты, в которых педагогам приходится сопровождать проекты по темам, в которых они не разбираются и которые им не интересны очень быстро вызывают волну сопротивления. Все хотят опираться на свой опыт и сильные стороны.

От профилей школы
Если в школе есть профильные классы, очень важно чтобы в рамках профилей ученики могли делать проекты, знакомящие их с задачами и проблемами, которыми занимаются профессионалы выбранной группы профессий.

От партнерства с городскими, региональными, федеральными предприятиями и институтами 
Направления проектов могут предложить партнеры школы. Часто они могут формулировать их как рамочные кейсы, проектные задачи. Партнерство в проектировании позволяет подтянуть ресурсы и экспертов для работы с детьми.

От интересов детей, созвучных интересам педагогов
 Ярмарки идей, конференции, предварительная работа через рефераты, эссе, творческие и организационные работы учащихся может получше выявить интересы учащихся, а педагогам позволит вникнуть в эти идеи.

От инициатив родителей

Хорошим ходом может быть опрос родителей – кто готов стать наставниками проектов учащихся. Родители – профессионалы в определенной сфере могут быть со-ведущими кружков дополнительного образования, консультантами для учителей, экспертами для детско-взрослых команд, организаторами партнерства Школа – ВУЗ – Предприятие.

От направлений, предложенных ведущими проектными конкурсами, сменами, хакатонами

Такие образовательные инициативы как Кружковое движение НТИ, Олимпиады НТИ, , Конкурс "Практики будущего", Школа ИТ-проектов КРОК, Проектная смена в Сириусе предлагают учащимся реальные вызовы. Важно выбирать направления из этих предложений, учитывая интересы детей и учителей.  


Поделитесь ссылкой с друзьями: