Анна Неслуховская, Нина Ивановна Девятайкина
Дата публикации:
Тип содержимого: Статья


Рекомендация по структуре описания учебно-исследовательской работы 

(для работ, основанная на письменных, визуальных и медиаисточниках)

Разработка методиста Неслуховской А.В., для кураторов, наставников исследовательских работ и учащихся школ, организаторов учебных конференций.

2017 г., ГБОУ "Школа 1561"

Тема

Тема должна отражать вопрос, проблему, может включать в себя указание на объект и метод. Тема должна быть достаточно конкретной и посильной для исполнителя.

Введение (до 3-4 с.)

Актуальность (обоснование интереса к теме), краткая характеристика изученной литературы, краткая характеристика собственных источников (материалов), цель и задачи работы, исследовательские вопросы, которые вы поставили перед собой, методы их анализа.

Краткая характеристика изученной литературы (1-2 с.) предполагает ответы на такие вопросы: Что уже изучено по выбранной теме? Каковы ключевые мысли ученых авторов по ней, какова ваша оценка их суждений.

Источники и материалы (до 0,5 с.)

С чем работает сам ученик, который ведет исследование (документы, законы, литературные или исторические тексты разных веков, письма, дневники, художественные произведения, культурные и вещественные объекты, природные объекты, модели, человек или группы людей, их мнения и представления и др.).

Методы (до 0,5 с.)

Способы сбора данных, их обработки, комментирования и интерпретации результатов, анализа.

Основные цели и задачи (вопросы) исследования.

Основная часть (5-7 с.)

Изложение названных во введении исследовательских вопросов

1. Называем вопрос, затем приводим (цитируем) первоматериал/источник или описываем, что видим на художественном произведении, затем отвечаем на вопросы «почему», « как», т.е. комментируем, интерпретируем, делаем заключения по вопросу.

2.

3.

4.

Заключение (до 1 с.)

Излагаем, какое новое знание появилось у автора в результате изучения материала, какие общие выводы можно сделать по вопросам, какое практическое значение может иметь работа, какие новые вопросы она позволяет поставить, начать изучать .

Список изученных источников, материалов и литературы (до 1 с.)

Оформленный по правилам список первоисточников, затем - книг, статей, справочных и учебных материалов, использованных в работе.

Приложения

Тексты любых первоисточников (при необходимости),графики, таблицы фотографии, рисунки, файлы, ролики, анкеты (вопросники) и др. прикладываются к работе после Списка.

Критерии качества работы

Тема должна отражать вопрос, проблему, может включать в себя указание на объект и метод. Тема должна быть достаточно конкретной и посильной для исполнителя.

Введение.

Наличие обоснования выбора темы. Здесь может быть указана общественная, научная, личная актуальность.

Характеристика изученной литературы.

Наличие комментариев изученной литературы, вывода о степени изученности, спорности и т.п темы, группировка литературы.

Определение своих исследовательских вопросов, как следствие прочтения литературы.

Краткая характеристика собственных источников (материалов).

Обозначение, группировка, характеристика первоисточников с указанием автора, даты, типа и собственных материалов (анкеты, репортажи, медиаматериалы и др).

Цель и задачи работы, исследовательские вопросы.

Четкость сформулированной цели. Соответствие задач целям.

Понимание разделения исследовательских (проанализировать текст) и организационных (найти книгу, сходить в библиотеку, выбрать метод).

Методы.

Наличие описания специальных способов сбора данных, их обработки, комментирования и интерпретации результатов, анализа.

Основная часть.

Наличие первоисточников (документы, законы, литературные или исторические тексты разных веков, письма, дневники, художественные произведения, культурные и вещественные объекты, язык и речь, представления людей и др.).

Наличие самостоятельного комментирования, интерпретации, обобщения первоисточников.

Включение по возможности мнений других авторов и критика (согласие или несогласие с авторами по конкретным моментам).

Структурированность текста. Логичность изложения (связность, аккуратность перехода между абзацами).

Уместность использование научной терминологии (понимание значения).

Заключение

Характеристика самых важных результатов (что нового…)

Наличие обобщающих выводов, описание практического значения.

Обозначение перспектив работы.

Попытка оценить свой вклад в общий научный фонд (совсем не обязательно).

Выводы должны соотноситься с целями и задачами.

Источники: Наличие списка литературы, источников, материалов. Соблюдение правил оформления ссылок и библиографического списка.


Поделитесь ссылкой с друзьями: