Анна Неслуховская, Нина Ивановна Девятайкина
Дата публикации:
Тип содержимого: Статья

Рекомендованная структура исследовательской работы, включающие полевой или лабораторный элемент

Разработка методистов Девятайкиной Н.И., Неслуховской А.В.  для кураторов, наставников исследовательских работ и учащихся школ, организаторов учебных конференций.

2017 г., ГБОУ "Школа 1561"

Тема

Тема должна отражать вопрос, проблему, может включать в себя указание на объект и метод исследования. Тема должна быть достаточно конкретной и посильной для исполнителя.

Введение (до 0,5 стр)

Исследовательские вопросы, которые вы поставили перед собой, обоснование вашего интереса к теме, актуальности вопроса и степени его изученности. Цель и задачи исследования.

Обзор литературы (1-3 стр)

Что уже изучено по вашей теме? В чем значение выбранных методов работы? Укажите ключевые мысли других авторов по поставленным вами вопросам, их способы поиска ответа и ваше отношение к этим мыслям. Что по вашим вопросам неизвестно и требует самостоятельного изучения?

Источники и материалы (до 0,5 стр)

С чем непосредственно работает исследователь (документы, природные объекты и процессы, предметы, модели, человек или группы людей, их мнения и представления и др.).

Какое оборудование и расходные материалы нужны для работы?

Методы (до 0,5 стр)

Способы сбора данных, обработки и анализа, интерпретации результатов. Способы преобразования источников и материалов для получения знания о них (наблюдение, эксперимент и др.)

План работы (до 0,5 стр)

В каком порядке будут решаться задачи. Сколько времени отведено на каждый этап?

Основная часть

Описание работы и результаты (до 5 стр.)

Что удалось сделать? Что не удалось сделать?

Какие данные были собраны? Как они были обработаны и проанализированы?

Что удалось увидеть, понять, обработав собранные данные?

Описание строится по поставленным исследовательским вопросам.

Заключение (до 0,5 стр)

Что могут значить полученные результаты? Какое объяснение можно им дать (какие выводы сделать)? Какое приращение к имеющемуся знанию дало исследование?

Список источников и литературы (до 1 стр)

Оформленный по правилам список материалов и первоисточников (в т.ч. фото, аудиозаписи, фильмы и иные первоисточники), затем - книг, статей, справочных и учебных материалов, изученных при написании работы.

Приложения

Графики, таблицы, рисунки, файлы, ролики, формы (вопросники) анкет и др. размещаются после списка источников и литературы.

Критерии качественной оценки исследовательской работы

Тема. Насколько тема конкретна и отражает суть работы. Соответствие интересам и уровню учащегося.

Введение: наличие конкретных раскрывающих тему исследовательских вопросов, связанных между собой. Четкость формулирования целей и задач. Их связь с поставленными вопросами. Различение исследовательских и организационных задач.

Обзор литературы: качество выбранных источников информации (наличие исследовательских работ, авторских текстов). Соответствие вопросов обзора исследовательским задачам. Достаточность привлеченной информации. Уместность и корректность цитирования, выделение главных моментов текстов, способность передать содержание через косвенную речь. Соблюдение правил оформления ссылок.

Методы: наличие описания материалов и методов, соответствие методов поставленным задачам, понимание сути методов, посильность для выполнения учащимся самостоятельно или под руководством взрослых.

План работы: наличие планирования, этапов выполнения работы, соблюдение плана

Основная часть: последовательность изложения результатов в соответствии с планом и исследовательскими задачами. Различение процесса исследования и полученных результатов. Подробность и достаточность описания результатов. Наличие и качество обработки полученных данных. Наличие анализа результатов. Внимание к отрицательным результатам, сравнению опыта и контроля (при наличии). Качество интерпретации результатов.

Структурированность и связность текста. Корректность использования научной терминологии.

Заключение: Связь выводов с целями и задачами, результатами. Полнота выводов.

Способность указать вклад своей работы в исследуемый вопрос.

Список источников и литературы

Соблюдение правил при оформлении списка.

Приложения

Наличие иллюстративного материала. Наличие и корректность подписей, аннотаций к нему. Соответствие привлеченного материала исследуемым вопросам.

 


Поделитесь ссылкой с друзьями: