Анна Неслуховская, Нина Ивановна Девятайкина
Дата публикации:
Тип содержимого: Статья

Разработка методистов Девятайкиной Н.И., Неслуховской А.В.  для кураторов, наставников исследовательских работ и учащихся школ, организаторов учебных конференций.

2017 г., ГБОУ "Школа 1561"

Реферирование научной и научно-популярной литературы и медиа-материалов - важный этап исследовательской и проектной деятельности. В проектной работе участникам необходимо описывать имеющиеся сведения на этапе анализа ситуации, обзора аналогов. К результатам такого обзора и их оформлению нет жестких требований.  В случае с исследовательскими работами требования к обзору литературы более строгие. Мы рекомендуем знакомить учащихся с принципами научного реферирования и структурой реферативной работы начиная с 5-6 классов. Обучение реферированию требует знакомства с принципами академического чтения, критического анализа источников, формулирования обобщений и отношений к ним. 

Ниже приводятся рекомендации по плану составления реферата по одному и по нескольким источникам и критерии оценки качества реферативной работы. 

План с рекомендациями по подготовке реферата одной статьи

Для учащихся и кураторов, наставников исследовательских и проектных работ

Введение

Укажите во введении:

Почему для исполнителя реферата интересна статья

Название статьи, время написания, время опубликования в журнале, сборнике;

Информация об авторе текста, краткие сведения о нем;

Основные первоисточники, материалы, которые анализирует автор статьи, методы их сбора и анализа;

Основные вопросы, которые анализируются (излагаются) в статье.

Основная часть

Кратко изложите главные суждения автора статьи по названным во введении вопросам, его конкретные заключения по ним.

Заключение

Кратко изложите общие выводы автора, дайте оценку статье (обозначьте ее сильные и слабые стороны).

Критерии качества работы

Тема должна отражать вопрос, проблему и указание на название реферируемую работу. Тема должна быть достаточно конкретной и посильной для исполнителя.

Введение.

Наличие обоснования выбора темы. Здесь может быть указана общественная, научная, личная актуальность. Почему для исполнителя реферата интересна статья

Наличие краткой характеристики статьи и автора (время написания, время опубликования в журнале, сборнике, вопросы, которые ставит автор).

Основные вопросы, интересующие учащегося.

Основная часть

Наличие изложения основных материалов статьи по заданным вопросам.

Глубина понимания прочитанного материала (способность отличить главное от второстепенного).

Краткость, внятность изложения основных суждений автора собственными словами.

Наличие собственных комментариев к суждениям автора, личной оценки.

Наличие систематизации, прослеживания логики в изложении автором материала, наличие сравнения частей.

Структурированность текста. Логичность изложения (связность, аккуратность перехода между абзацами).

Уместность использование научной терминологии (понимание значения).

Заключение

Наличие обобщения по вопросам

Наличие критическое оценки статьи (сильные, спорные и слабые стороны статьи).

Источники: Соблюдение правил оформления ссылки на статью.

План с рекомендациями по подготовке реферата (реферативной творческой работы) по нескольким источникам 

Введение

•         Актуальность

•         Группировка и краткая характеристика изученной литературы (почему именно эти статьи /книги привлечены для реферата)

•         Перечисление вопросов работы

Основная часть

•         Называние первого вопроса

•         Изложение материала по данным авторов

•         Свой краткий комментарий           и заключение по данному вопросу

•         [Далее изложение других вопросов по той же схеме]

Заключение

•         Обобщения самого важного из заключений по отдельным вопросам

•         Практическая значимость доклада

•         Что важно делать дальше по выбранной теме

 Список изученной литературы

 Критерии качества работы

Тема должна отражать вопрос, проблему и указание на круг анализируемых работ. Тема должна быть достаточно конкретной и посильной для исполнителя.

Введение.

Наличие обоснования выбора темы. Здесь может быть указана общественная, научная, личная актуальность. Наличие краткой характеристики изученности темы в целом, краткая характеристика основных работ по теме.

Основные вопросы, интересующие учащегося.

Основная часть

Наличие изложения основных материалов статей по заданным вопросам.

Глубина понимания прочитанного материала (способность отличить главное от второстепенного).

Краткость, внятность изложения основных суждений автора собственными словами.

Наличие собственных комментариев к суждениям автора, личной оценки.

Наличие систематизации, прослеживания логики в изложении автором материала, наличие сравнения частей, разных текстов. Сравнение позиций разных авторов, указание на противоречия или согласованность мнений авторов, приведение примеров.

Структурированность текста. Логичность изложения (связность, аккуратность перехода между абзацами).

Уместность использование научной терминологии (понимание значения).

Заключение

Наличие обобщения по вопросам

Наличие критическое оценки статьи (сильные, спорные и слабые стороны статьи).

 

Источники: Соблюдение правил оформления ссылки на статью.

 



Поделитесь ссылкой с друзьями: