Чему и как учить детей в быстро меняющемся мире?

Позволяет ли образование, построенное в рамках новых ФГОС учить детей тому, что надо? 
На мой взгляд ФГОС позволяет. Загвоздка в том, как мы его интерпретируем и что в его рамках строим.  А вот с интерпретацией, даже с пониманием, ряда формулировок в нем часто бывают проблемы, в результате которых дети получают псевдодеятельность и старую педагогику с интерактивными элементами вместо системо-деятельностного подхода.

Я попробовала разобраться в ориентирах, которые задает стандарт начальной школы и переделала текст в интеллект-карту. 

Карта в формате интерактивного html-файла. Файл нужно скачать и открыть в браузере. Напрямую из Гугл-драйва он может не открыться.

Карта в формате майнд-карты для программы Mindjet MindManager
(триал-версию можно скачать на 30 дней тут https://mindjet.com).

Если вы хотите себе редактируемую версию - напишите мне.

Надеюсь, карта будет полезна родителям и учителям семейной формы образования, создателям частных школ, учителям и администрации государственных школ. 

Она составлена на основе текста ФГОС начального общего образования (1-4 классы), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373, на основании текста, размещенного на сайте https://fgos.ru/, версия от 06.03.2020 г. 

Для тех, кто читает меня впервые, я Анна Неслуховская, методист, преподаватель, специалист в области практик наставничества, деятельностных подходов в обучении, проектной и исследовательской деятельности.

Зачем я сделала эту карту?
Я хотела разобраться в том, какие требования предъявляет государство к содержанию, форматам, результатам образования на начальной ступени (1-4 класс). Я структурировала часть, посвященную результатам обучения, добавила в нее всю конкретику, которую можно было взять из разделов про структуру и условия осуществления ООП. 

Дальше на основе этой карты я собираюсь:
  • Сравнить требования ФГОС, российские и международные рекомендации по развитию компетенций у учащихся начальной школы, дополнить карту значимыми компетенциями.
  • Узнать, какие требования к компетенциям, а также к освоенным понятиям (знаниевой базе) предъявляют учителя хороших основных школ, чего они ждут от выпускника началки? при переходе между ступенями очень важна преемственность, а чтобы ее выстроить нужно понимать что будет требоваться от учеников 5 класса. (ФГОС, международные подходы и требования учителей зададут "карту границ/требований и карту целевых образовательных результатов").
  • Составить карту/систему предметных и метапредметных понятий, которые должны сформироваться у детей в началке. сделать глоссарий к этим понятиям, описать кратко фундаментальные принципы, обобщенные способы действия которые должны быть освоены учениками. (это будет дидактическая карта, отвечающая на вопрос "чему учить").
  • Проработать критерии, по которым в деятельности и по отдельным артефактам (работам, репликам, проектам и др.), созданным учениками можно оценить сформированность нужных компетенций, освоение способов, понимание знаниевой составляющей. (это будет карта "критериев оценки").
  • Посмотреть, какие образовательные подходы, форматы позволяют наиболее гибко и полно развивать учащихся, понять, насколько возможно смешивать подходы, описать их возможности и ограничения в плане достижения желаемых образовательных результатов. Подходы должны описывать не только как формировать нужные компетенции, но и как оценивать их сформированность, а главное - как развивать самооценивание у учеников.
  • Изучить методические материалы и конкретные пособия, продумать какие типы занятий и на каком содержании стала бы строить я, чтобы получить желаемые результаты. (это будет карта методов). 
  • На основе этого попробовать строить программы для начальной школы (короткие и длинные).
Зачем мне все это? 
Я мама 7-летней дочери, которая любит читать и творить, задается интересными вопросами, любит узнавать новое, иногда предпочитает мультикам то, что показывают "по микроскопу". Я переживаю за судьбу дочери, хочу создать ей среду, в  которых ее таланты и способности будут год за годом раскрываться. Когда я выбирала школу ребенку, чем больше я узнавала, тем сложнее мне, как родителю, было выбрать куда же отдать ее. 
В итоге я выбрала семейную форму обучения, а сейчас - маленькую частную школу.

Как педагог и методист, я познакомилась вживую с разными подходами к обучению и развитию детей школьного возраста. Я продолжаю изучать опыт коллег как в школах, так и на семейном обучении, и вижу, как можно вырастить деятельностного, мыслящего, творческого ребенка. И как можно вырастить пассивного и нераскрытого... 

Я вижу, насколько много зависит от содержания и форм, которые используют педагоги. Но выбор этих форм и содержания зависит от понимания (или непонимания) целей, результатов к которым стремятся и от понимания реальных возможностей ребенка в этом возрасте. Я вижу, как педагогу или родителю, выбравшему семейное обучение, тяжело разобраться в том чему важно учить ребенка сегодня, в мире, где все меняется очень быстро, а ожидаемые результаты обучения, позиция педагога и ученика, содержание и форматы обучения очень сильно отличаются между разными образовательными системами. 

Я приглашаю присоединиться к исследованию и практическим пробам новых форм деятельностного образования. В первую очередь тех, кто выбрал семейную форму обучения или работает в частных школах. Если кто-то из педагогов и методистов государственных школ или педагогических ВУЗов захочет присоединиться - буду рада. 
Если вы хотите стать частью рабочей группы, которая будет собирать и структурировать информацию об обучении в начальной школе в виде большой интеллект-карты начального образования - напишите мне тут https://www.facebook.com/a.neslukhovskaya


Поделитесь ссылкой с друзьями: